По сложившимся литературным правилам янычар изображали, как не жалеющих ни женщин, ни детей, ни подпольных советских миллионеров. И их последующие поколения проявляли непокорность в личной жизни. Вот такой тип романтических янычар был создан. В реальности турецкое общество не отличалось романтическими настроениями и по своей сущности было практическим организмом – некой пробой получить идеальное оружие, которое нельзя направить на господина. Главный смысл идеи состоял в том, что члены этого сообщества не были свободны. Это было множество рабов с хорошей организацией и правильно объединенных, но обладающие особыми правами.
Начало этому было положено в XIV столетии. В это время Турция занималась военным захватом прилежащих земель. По своему происхождению турки относятся к кочевникам, и главный способ перемещения — это верхом. В этих военных походах сразу была замечена нехватка пешей части войска, так как взятие городов для конницы задача просто невыполнимая. Но никакой указ не мог принудить вольного турка покинуть седло – не давала гордость. В 1330 году, правящий тогда султан нашел великолепное решение для восполнения численности своего войска. Его взгляд остановился на плененных христиан, обращенных в ислам и создал их них пешее войско для участия в боях против бывших с ними когда-то одной веры. Их и учить то не нужно было – у них эти навыки уже были.
Эти войска были подчинены непосредственно султану, и для решения конфликтных вопросов они могли обращаться прямо к нему. Исполнение религиозных обрядов им разрешили по укороченным правилам. По приданию название «янычар» эти воины получили от главы одной из религиозных сект. Так это и осталось.
Потом принципы пополнения этого войска изменились, и в них рекрутировали не плененных, а специально готовили по очень жесткой программе.
С захваченных христианских территорий каждый пятый мальчик семи –четырнадцати лет попадал в эти подразделения. Это возраст, когда легко меняется психология и взгляды на мир.
Военные науки мальчишкам преподавали педагоги-евнухи, обычно европейского происхождения. Это была часть султанской гвардии (капыкулы), и была в почете.
Подобранных новобранцев посвящали в ислам. Жесткие условия и тяжелый труд они познавали, работая у мясников и в экипажах на галерах. Через время выживших и закаленных приписывали к подготовительному отряду, в котором условия были не лучше.
Неокрепших парней вымучивали физическими нагрузками и учили свободному владению любым видом оружия. К исполнению религии особо не придирались, но внутренне устройство гвардии приучало к тому, что важно только султанское мнение.
Интересно, что по праздникам курсанты-янычары могли мучить представителей христианского и еврейского вероисповеданий. Это был правильно продуманный психологический ход – жесткие условия накаляли их нервы и такие тиранические действия расслабляли курсантов, кроме того приучали их к бесчувственному отношению к иноверцам.
К 25 годам лучшие зачислялись в янычары, а отсеявшиеся переводились в другие войска и лишались привилегий.
Содержались они на казарменном положении. До середины 16 столетия янычарам запрещено было вступать в брак.
До 16 столетия такие войска практически не имели поражений. Благодаря фанатизму, преданности и бесстрашию на поле брани они совершали невозможное, что позволило этой части населения занять особое положение в обществе. Такие привилегии стали концом этого сильного войска. Сынки богатых турков ради привилегий записывались в янычары, при этом не желали жить по-спартански, благодаря чему гвардия султана стала изнеженной, ленивой и небоеспособной дворцовой стражей.
Кроме того, они не желали обучаться передовому военному опыту, что привело к тому что султан Махмуд II им на смену подготовил большое войско, владеющее свежими военными техниками и технологиями.
Предвидя бунт янычар, султан Махмуд II сделал так, что бунт состоялся в выгодное для него время. Бунтовщики были разгромлены, и карательные действия шли несколько дней. В результате чего янычары были просто вырезаны и останки сброшены в море.
Ставьте лайк, если статья вам понравилась, и не забудьте подписаться на канал.