На днях Минпросвещения РФ предложило новый образовательный стандарт, который предполагает отказ от изучения основ религий в школах. Чиновники хотели бы оставить в программе только основы светской этики. Это предложение вызвало горячий протест синодального отдела религиозного образования и катехизации.
В РПЦ посчитали, что введение нового стандарта уничтожит возможность воспитывать детей «с учетом мировоззренческих и культурных потребностей семьи». Поэтому отдел предложил министерству вынести проект ФГОСа на открытое обсуждение.
Вторжение или поддержка?
«Даже при экспериментальном минимальном объеме преподавания (всего 34 урока в 4-м классе) изучение детьми духовно-нравственной культуры оказывает на них положительное воздействие. Еще в начале введения ОРКСЭ в 2010 году подавляющее большинство детей заявили о желании продолжать его изучение в последующих классах, больше половины родителей высказывались за преподавание ОРКСЭ в школе не менее пяти лет. Эту позицию разделяют многие педагоги», — говорится в обращении РПЦ. Без права на выбор?
Увы, на практике все не так гладко. Когда дисциплина только появилась в школах, родителей заверили, что учителей специально подготовят к преподаванию разных модулей ОРКСЭ, и не будет недостатка в учебниках. Но вскоре пошли жалобы родителей: дескать, ребятам не дают выбора, вынуждая всем классом «проходить» либо основы православия, либо основы ислама, либо светскую этику.
Такая ситуация сложилась, к примеру, в Минеральных Водах, в классе сына общественника, председателя профсоюза «Солидарность» Михаила Савостина.
С большой неохотой, после жалоб в «инстанции» администрация школы разрешили его ребенку изучать основы светской этики, в то время как его одноклассники посещали уроки по православию. Между тем Савостин - из довольно многочисленного лагеря принципиальных противников ОРКСЭ.
«Я считаю, что детей лучше учить физике и астрономии,чем рассказывать им о преимуществе загробной жизни. Понимаю, что мое мировозрение идет вразрез с пропагандой РПЦ, но мое желание сделать наших детей свободными людьми сопротивляется установкам церкви. Моим детям не надо что-то прививать, они сами в состоянии выбрать. Главное, дать им знания по физике, математике, экономике и политологии, а дальше они сами сделают свои выбор»
Похожая история была и со ставропольцем Александром. На семейном совете решили, что мальчик будет изучать светскую этику, однако в школе преподавать ее оказалось некому, и родители учеников всех четвертых классов лицея дружно «выбрали» основы православной культуры.
«Когда Саша заканчивал третий класс, матерей и отцов заставили дать письменное согласие на изучение основ православия, - вспоминает мама ученика Елена. - Нам не оставили никакого выбора, сославшись на то, что в школьной библиотеке - только учебники по этому модулю, а преподавать его вынуждена классный руководитель, потому что других учителей ОРКСЭ нет».
В итоге в школе нашли компромиссное решение. Поскольку «основы» были последним в расписании уроком, а оценок по нему не предусмотрено, мальчику разрешили это занятие не посещать. Ради мира на Кавказе В республиках Северного Кавказа многие мамы и папы, напротив, хотели бы добавить часы на основы культуры ислама.
«Мы желаем, чтобы наши дети изучали этот предмет не только в 4 классе, но и в качестве дополнительной дисциплины в других классах. Ведь часов мало, а дети проявляют большой интерес в мусульманству», - говорит жительница Махачкалы Патина Магомедова. Есть и мнение, что на многонациональном и многоконфессиональном Северном Кавказе мало только преподавать ОРКСЭ, а нужно еще и дополнительно, в просветительских и воспитательных целях, приглашать священнослужителей на классные часы в школы и на лекции в колледжи и вузы.
Как полагает муфтий Ставрополья Мухаммад Рахимов, «такие встречи с детьми и молодежью должны служить делу укрепления мира и дружбы народов на Кавказе. В начале каждого учебного года мы по традиции вместе с православными батюшками посещаем колледжи и вузы и рассказываем ребятам о том, что наш регион - многоконфессиональный, все мы должны уважать традиции друг и друга, в том числе религиозные».
Елена Панкова