Беспилотные автомобили - довольно перспективная ниша для тех страховщиков, которые смогут избавить водителей от беспокойства за то, кто будет отвечать за ошибки искусственного интеллекта.
Казалось бы, беспилотные автомобили плод фантазий футуристов, а до их массового использования еще далеко, однако, ожидается, что объем мирового рынка беспилотных транспортных средств уже к 2025 г. составит $84 млрд, а их количество достигнет примерно 40% от общего числа выпускаемых легковых автомобилей. И как бы страховые компании не открещивались, они не смогут остаться в стороне.
Наибольшие изменения затронут следующие три сферы:
Регулирование
В настоящее время такое понятие как «беспилотный автомобиль» отсутствует в законодательстве. Потребуется приложить немало сил, чтобы вписать его в правовую систему. В первую очередь в этом должны участвовать страховые компании.
Убыточность и андеррайтинг
Для определения убыточности у страховщиков пока недостаточно данных и статистики, но если учесть то, как быстро технический прогресс шагает вперед, эта информация будет собрана довольно быстро.
Основная сложность в эксплуатации беспилотных автомобилей заключается в том, что у разных производителей разные алгоритмы. Логично предположить, что они должны будут регулироваться, сертифицироваться и унифицироваться. Но страховым компаниям в любом случае придется обучать андеррайтеров или искать новых специалистов.
Разграничение ответственности и влияние внешних факторов
Вопрос о том, кто будет нести ответственность в случаях аварий стоит открытым. Он становится еще более сложным, если учитывать влияние внешних факторов, например, качество дорог или работу коммунальных служб. Нет ясности и в том, как будет распределяться ответственность при авариях, связанными с кибератаками на ПО беспилотника или с перебоем в мобильной связи.
***
Несмотря на все вышеперечисленное, благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные дороги», уже к 2021 г. самоуправляемые машины будут допущены к использованию на дорогах общего пользования. И к тому времени страховые компании должны будут иметь какие-либо решения для защиты беспилотников, их владельцев, и других участников движения.