На сегодняшний день практически нет таких форм, цветов и размеров, которые не мог бы принять лифт. Дизайнеры, архитекторы и инженеры придумывают все более элегантные устройства, в которых совсем нет кнопок и которые могут разгоняться до 60 км/ч.
Подъемники проходят свой эволюционный путь развития. При этом, часть технических решений устаревает, и они больше не используются массово. О пяти вещах (и не только), которых вы уже не найдете в современных лифтах жилых домов, рассказывают специалисты компании “МЛМ Нева трейд”.
Рычаги вместо кнопок
Раньше для управления лифтом использовались не кнопки с номерами этажей, а рычаги, у которых было три возможных режима - вверх, вниз и стоп. Чтобы управлять этим нехитрым устройством, нужны были лифтеры или, как их называют на западе - liftboy. Иногда рядом с рычагом была шкала с номерами этажей, чтобы было проще остановить лифт в нужном месте. В остальных случаях оператору лифта приходилось самому выбирать момент остановки, чтобы люди могли спокойно выйти или войти.
Лифтеры
Сегодня лифтеры остались только в немногих отелях высокого класса и больницах.
В отелях - ради атмосферы и сохранения традиций уходящей в прошлое профессии. А в больницах труд операторов лифтов все еще востребован. Они помогают пациентам добраться на нужный этаж, если те не могут самостоятельно нажать на кнопку, и наблюдают за их состоянием. Если кому-нибудь из посетителей станет плохо в лифте, лифтер вызовет медперсонал.
100 лет назад эта профессия была гораздо более распространена, лифтера можно было встретить в торговом центре, офисе, во многих отелях и частных домах. В их задачи входило не только нажимать на кнопки и помогать с багажом, но и поддерживать чистоту в кабине и отвечать на вопросы гостей о том, где и что расположено в здании. Лифтеры были одеты в униформу и часто в белые перчатки.
Распашные двери
Сегодня не так часто можно встретить распашные двери. Их можно увидеть в грузовых, больничных и исторических лифтах. А когда-то сложно было представить, что дверцы могут сами собой разъезжаться перед посетителем.
Паровые механизмы
Когда до изобретения электрических и даже гидравлических лифтов еще было далеко, проблему транспортировки грузов решали при помощи паровых машин. Впервые они были использованы в 1800 году в Америке, на шахте по добыче каменного угля. В жилых домах их использовали очень редко. Во-первых, паровые лифты были дороги в обслуживании: машина должна быть включенной все время, так как ее запуск - небыстрый процесс. Для предприятий, где лифт необходим постоянно, это не было проблемой, но включать паровой котел для каждого человека, желающего подняться на определенный этаж, просто нерационально.
Во-вторых, понятие о безопасности таких лифтов было весьма расплывчатым. Никакой системы безопасности не было и в помине, в случае обрыва троса кабина просто падала вниз. На заводах и шахтах, где использовали такие подъемники, рабочим платили двойной оклад за риск, но в жилых домах такая схема не работала.
Ко всему прочему, паровые лифты производили очень много шума, не каждый житель готов был с этим мириться.
Труд человека или животного
Подготовленный человек может поднять и нести вес, равный его собственному, и даже больше. Но что делать, если нужно поднять буйвола весом в полтонны или троих львов? С этой проблемой столкнулись жители Древнего Рима, которые организовывали бои гладиаторов и хищных зверей в Колизее. Решили они ее при помощи системы лебедок и блоков, которые поднимали платформу с грузом на арену. Для этого требовалась ручная сила большого количества рабов.
Такая же система использовалась и в Средневековье. Иногда рабов (крестьян) заменяли на крупный скот, который вращал ворот, поднимающий “лифт”.
Сегодня единственная реконструкция такого рода подъемников есть в том же самом Колизее, где они появились изначально. Группа историков воссоздала устройство и убедилась, что с его помощью действительно можно было поднимать очень большие веса.
Источники:
https://www.nkj.ru/archive/articles/10345/ - журнал “Наука и Жизнь”
https://medium.com/interactive-mind/the-ux-of-up-and-down-elevating-the-elevator-851d3bf5eb4e
https://www.gastrojournal.ch/news/detail/der-letzte-liftboy