Найти тему
Cinema Addict

Что не так с российским кинопрокатом

Отмена комедий, завышение возрастного рейтинга и переносы релизов — разбираемся, откуда возникает ощущение, что в кино нечего смотреть.

В феврале 2016 года Министерство культуры получило от правительства право регулировать график выхода фильмов в прокат. В новых правилах указано, что Минкультуры может отказать в выдаче прокатного удостоверения (документа, необходимого для выпуска фильма в кинотеатры), если на эту же дату претендует другая равнозначная картина.

То есть, когда на один день попадает сразу два мультфильма или боевика, Минкультуры вправе самостоятельно решить, какому из них отдать предпочтение, и сперва познакомить зрителя с более качественным кино. Но система сработала иначе: зелёный свет всё чаще дают патриотическим картинам, снятым в России, даже в случае, когда это наносит ущерб прокатчикам и зрителям.

Самые громкие скандалы вокруг решений Минкультуры начались в 2018 году. Лайфхакер вспоминает их и разбирается, почему мера, призванная развить вкус зрителя, вредит и сужает наш взгляд.

Минкультуры против «оскорбительного кино»

-2

В январе 2018 года в СМИ много говорили о цензуре. Тогда Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение у комедии «Смерть Сталина», прокатчиком которой выступала независимая компания «Вольга».

Отзыв удостоверения вызвал широкий общественный резонанс, ведь фильм запретили всего за два дня до его выхода в прокат. По официальным заявлениям, в картине нашли «оскорбительную насмешку над всем советским прошлым».

«Смерть Сталина» действительно неоднозначна, но ранее Министерство культуры уже проводило его проверку и не выявило никаких нарушений. Кроме того, параллельно с этим в российскую продажу без каких-либо проблем поступил оригинальный комикс «Смерть Сталина», на котором основан фильм. Значит, дело было не только в оскорблении народных чувств. К тому же эта ситуация оказалась не первой для российского кинопроката.

«Движение вверх» против «Паддингтона»

-3

Всё началось раньше — с выходом спортивной драмы «Движение вверх», созданной при поддержке «Фонда кино» и телеканала «Россия-1». Картине обеспечили беспрецедентную информационную поддержку и отдали под сеансы почти весь новогодний прокат.

«Движение вверх» появилось в кинотеатрах 28 декабря 2017 года и фактически осталось единственным крупным релизом на все новогодние праздники. Без конкуренции картина собрала больше 1,5 миллиарда рублей.

Но главное случилось позже. Минкультуры решило ещё больше увеличить доходы «Движения вверх», а заодно поддержать отечественный фильм «Скиф», который выходил 18 января. Для этого потребовалось убрать с того же дня релиз «Приключений Паддингтона — 2», поскольку история медвежонка привлекала зрителей гораздо больше.

В результате за день до начала проката всё той же компании «Вольга», выпускающей «Паддингтона» в России, без внятных пояснений выдали удостоверение на 1 февраля. На первый взгляд, в этом нет ничего страшного: людям всё равно, когда посмотреть продолжение любимого фильма. Но система проката значительно сложнее. Даты релизов подбирают за несколько месяцев, а то и за год, чтобы картины не конкурировали друг с другом и позволяли кинотеатрам зарабатывать, а прокатчикам окупать затраты.

-4

Сдвиг «Приключений Паддингтона» означал, что релизы, запланированные на 1 февраля, тоже сдвинутся. И если западные картины ещё выдерживали конкуренцию, то российский фильм «Селфи» с Константином Хабенским наверняка бы провалился: он выходил как раз между сверхожидаемыми «Бегущим в лабиринте» и «50 оттенков свободы». А 14 февраля стартовал ещё один российский фильм «Лёд», так что для «Селфи» просто не оставалось места.

Спасла лишь громкая реакция СМИ. После шумихи «Приключения Паддингтона — 2» вышли всего на два дня позже намеченной даты — 20 января. Впрочем, широкая огласка помогала не всем.

«Собибор» против «Мстителей»

-5

Весной 2018 года Министерство культуры выступило с очередной инициативой по поддержке российского кинематографа: отменить показ всех западных фильмов в кинотеатрах на майские праздники. Для этого релиз самого ожидаемого кроссовера года «Мстители: война бесконечности» предложили перенести с 3 на 11 мая.

Разумеется, прокатчики ответили волной негатива: длинные выходные всегда приносят большую прибыль. Цены на билеты в эти дни выше, а залы заполнены. В результате выбрали компромиссный вариант: все релизы остались на своих местах, но 9 мая кинотеатры крутили только российские фильмы.

Официально, конечно, говорили о духе патриотизма в День Победы. Но по факту вся инициатива была направлена на поддержку в прокате фильма «Собибор», созданног на основе рассказа самого Мединского.

-6

Это действительно позволило «Собибору» немного повысить сборы. Но в целом, по данным сайта ЕАИС, эксперимент оказался провальным: большинство зрителей просто не пошли в кино. Сборы кинотеатров 9 мая оказались ниже, чем в будни, когда показывали «Мстителей». Сослаться на нежелание людей идти в кино в День Победы тоже не получилось: в 2017 году «Стражи галактики — 2» 9 мая собрали больше, чем весь российский прокат в тот же день в 2018-м.

Инициатива принесла убытки кинотеатрам и неудобства зрителям. Сборы же российских картин хоть и выросли, но точно не в разы.

«Садко» против «Распрекрасного принца»

-7

24 мая в прокате должны были стартовать сразу два мультфильма: российский «Садко» и американо-канадский «Распрекрасный принц». Но по решению Министерства культуры второй переехал на конец июня.

С точки зрения закона, здесь всё справедливо. Заявка на «Садко» подана раньше, и Министерство имело право развести два равнозначных релиза. Но и в этой ситуации есть несколько тонкостей.

Во-первых, нужно ли говорить, что прокатчиком «Распрекрасного принца» снова выступала злополучная «Вольга». Во-вторых, релиз сдвинули не на неделю или две, а на середину лета, когда значительная часть детей уже разъезжается на отдых. А это основная целевая аудитория мультфильмов.

-8

Ну и в-третьих, достаточно сравнить качество анимации. Не самый яркий и дорогой «Распрекрасный принц» кажется значительно современнее отечественного «Садко»: здесь будто намеренно избегают честной конкуренции.

«Крымский мост» против «Хантера Киллера»

-9

1 ноября в прокате должен был стартовать боевик «Хантер Киллер» — история о том, как американские подводники спасают российского президента. Однако в день проката появилось заявление, что Министерство культуры не выдало фильму прокатное удостоверение.

Формально причиной отказа послужило «ненадлежащее качество» копии, которую прислала компания. Но ведомство должно отсматривать фильмы заранее, поскольку согласование документов занимает около двух недель. Почему об этом стало известно в день проката, Минкультуры не пояснило.

-10

В любом случае главным релизом 1 ноября осталась «Богемская рапсодия». Но одновременно с ней выходило сразу пять российских фильмов, в том числе «Крымский мост. Сделано с любовью». Старт в прокате патриотической картины одновременно с «Хантером Киллером», вероятно, смутил чиновников. Поэтому релиз боевика отложили на неделю.

Впрочем, «Крымскому мосту» это не сильно помогло. Несмотря на высокий возрастной рейтинг (18+), «Богемская рапсодия» в первый уик-энд собрала примерно в восемь раз больше.

«Полицейский с Рублёвки» против«Человека-паука»

-11

Отдельного упоминания заслуживают и новогодние праздники. 13 декабря 2018 года в кино вышло сразу четыре топовых фильма: «Аквамен», «Бамблби», «Гринч» и «Человек-паук: через вселенные».

Казалось бы, счастье? Не совсем. В первую очередь пострадал «Человек-паук». Мультфильм с новаторской анимацией потерял свою аудиторию: родители с детьми выбирали новогоднего «Гринча», а поклонники комиксов — «Аквамена». В результате буквально через неделю проката количество сеансов «Человека-паука» стали сокращать, а вскоре и вовсе убрали его. Вслед за ним «Бамблби» собрал меньше, чем мог, если бы вышел не в такой жёсткой конкуренции.

Подобной «толкучки» прокатчики обычно стараются избегать. Топовый фильм приносит наибольшую прибыль, и подобные релизы разносят хотя бы на неделю. Тогда каждый из них собирает отличную кассу, а зрители имеют возможность смотреть новые блокбастеры по очереди.

-12

Но произошло это не по инициативе и не по вине прокатчиков. И здесь достаточно взглянуть на релизы от 20 и 27 декабря: «Полицейский с Рублёвки», седьмая часть «Ёлок» и девятый мультфильм о «Трёх богатырях». Им и отдали почти все кинотеатры на новогодние праздники.

Конечно, «Аквамен» и «Гринч» за счёт популярности ещё подержались в прокате, но всё же большинство кинотеатров показывали исключительно российские комедии. В результате, несмотря на небывалое количество блокбастеров, в новогодние праздники посещаемость кино оказалась достаточно низкой: зрителям было просто нечего смотреть.

«Гурвинек» против «Королевского корги»

-13

Очередная попытка искусственно расчистить прокат для повышения сборов российского мультфильма вызвала давно назревавший бунт со стороны ассоциации владельцев кинотеатров. Всё дело в том, что Минкультуры отказалось выдавать прокатное удостоверение бельгийскому анимационному фильму «Королевский корги», релиз которого был запланирован на 7 марта 2019 года.

В этот же день в прокат должен выйти отечественный мультфильм «Гурвинек. Волшебная игра». Поэтому Министерство культуры предложило подвинуть «Королевского корги» на конец марта или апрель. Это означает, что бельгийский мультфильм пропустит весенние школьные каникулы — пик посещаемости кинотеатров детьми. Ассоциация оценила потери от такой рокировки примерно в 100 миллионов рублей.

-14

В результате ассоциация владельцев кинотеатров, а также несколько киносетей, не входящих в неё, выдвинули Министерству культуры ультиматум: если оно не согласует прокат «Королевского корги», почти все крупные сети откажутся показывать «Гурвинека». Но Минкультуры не изменило решение. В результате бельгийский мультфильм перенесли, а многие кинотеатры исключили из расписания российскую премьеру.

Возрастной рейтинг против юных зрителей

Помимо переноса дат, есть ещё один метод влияния на прокат — расстановка возрастных рейтингов. Казалось бы, задумка полезная и действует почти по всему миру. Тем более что серьёзные ограничения касаются только фильмов «18+» — туда не пускают детей. Остальные же рейтинги носят рекомендательный характер.

Но всё же на фильмы «16+» дети могут ходить только с родителями, что сильно влияет на посещаемость. В теории это тоже помогает оградить от вредного контента. Но в реальности многим западным фильмам рейтинги искусственно завышают, а российским релизам, наоборот, занижают. Иногда это выглядит причудливо.

Можно даже попробовать заранее угадать, какое возрастное ограничение Министерство культуры определило для того или иного релиза.

«Собибор» — фильм о нацистском лагере, где показывают пытки, обнажённых заключённых и сжигание тел. Возрастной рейтинг — 12+.

-15

«Красавица и чудовище» — игровой ремейк классической диснеевской сказки. Возрастной рейтинг — 16+. В характере одного из персонажей усмотрели намёк на гомосексуальность.

-16

«Несокрушимый» — фильм о танковом сражении во время Второй мировой войны. Кровь, убитые, горящие люди, жестокость. Возрастной рейтинг — 12+.

-17

«Могучие рейнджеры» — супергеройская фантастика о пяти спасающих мир старшеклассницах в ярких костюмах. Возрастной рейтинг — 18+. Здесь снова увидели намёки на гомосексуальные отношения.

-18

В довершение детское аниме «Ученик чудовища» о воспитании трудного подростка также получило в прокате рейтинг 16+, хотя там нет вообще ни одной провокационной темы. Видимо, так получилось на волне шумихи о вреде аниме.

-19

Почему зритель страдает

-20

Может показаться, что все эти ограничения и перестановки создают проблемы только прокатчикам или кинотеатрам. Но в первую очередь всегда страдают простые зрители, ведь именно их лишают возможности смотреть хорошие фильмы в удобное время.

Во-первых, подобное регулирование превращается в инструмент цензуры. Так, «Смерть Сталина» — неоднозначный фильм, который наверняка бы провалился в российском прокате. Но мы никогда этого не узнаем: Минкультуры запретило зрителям выбирать, смотреть его или нет.

Во-вторых, запрет картин вроде той же «Смерти Сталина» приведёт к тому, что прокатчики начнут осторожнее закупать любые другие нестандартные и сатирические фильмы. Так российский зритель может лишиться огромного культурного пласта: от треш-комедий вроде «Человек — швейцарский нож» до драм в стиле «Зови меня своим именем».

В-третьих, походы в кино на праздники всё чаще становятся сомнительной затеей: в эти дни в прокате остаются только «Ёлки» и «Полицейский с Рублёвки» без какой-либо альтернативы.

Кинотеатры и прокатчики несут колоссальные убытки. Чем больше их будет, тем менее комфортным станет каждый поход в кино: в залах будут реже меняться лампы и обновляться экраны, какие-то кинотеатры могут вообще закрыться. А прокатчикам придётся компенсировать потерянные деньги. Например, поднимая цены на топовые фильмы.

Наконец, такой подход сильно вредит качеству того самого российского кино, которое старается поддерживать Министерство культуры.

Отсутствие честной конкуренции позволяет собирать кассу даже посредственным фильмам: авторы начинают думать не о том, как понравиться зрителю, а о том, как получить одобрение сверху.

Итог — безликое российское кино и ещё большее количество предубеждений вокруг него. Расчистка проката и возрастные ограничения лишь ненамного повышают сборы продвигаемых фильмов. Ведь большинство людей идёт в кино на конкретную премьеру и расстраивается, не видя её. Мы лишаемся не просто фильмов, а самой возможности их выбирать.

Источник: https://lifehacker.ru/