Найти в Дзене
Artfragment

Как дети: наивное искусство примитивистов

Оглавление

«От Таможенника Руссо до Серафины из Санлиса». Под таким названием в парижском Музее Майоля открылась выставка работ примитивистов. Впервые вместе собрали свыше сотни произведений «художников-мечтателей», причем не только лидеров направления, таких как Анри Руссо и Серафина Луи, но и менее известных живописцев. Мы же решили разобраться, как вчерашние почтальоны и служанки превратились в известных мастеров и почему люди и животные на картинах примитивистов не отбрасывали тени. 

— «Наивное искусство — это все то, чего не было в авангарде».

Так в своей статье о выставке в Музее Майоля суть направления охарактеризовала арт-критик Financial Times Сьюзан Мур. Действительно, примитивисты остались верны традиционным жанрам портрета, пейзажа и натюрморта. При этом они искали новые выразительные формы. «Художники-мечтатели», как их порой называли, сознательно упрощали свои картины, делая их похожими на рисунки ребенка или первобытное искусство.

Доминик Пейроне, «Скалы и море», 1931.
Доминик Пейроне, «Скалы и море», 1931.

— Термин «наивы», который также применяют к художникам-примитивистам, придумал немецкий коллекционер Вильгельм Уде.

Он же немало способствовал популяризации наивного искусства. Уде дружил с Робером Делоне, который познакомил коллекционера с Анри Руссо. В манере работы пожилого искреннего художника, не стеснявшегося на холсте прорисовывать основные элементы, а потом раскрашивать их, как бы пользуясь трафаретом, Уде увидел тщательность и серьезность работы над картиной. В 1911 году, через год после смерти Таможенника, Уде выпустил монографию о нем. А в 1928 и 1932 годах организовал две первые выставки художников-самоучек.

Анри Руссо, «Два льва на охоте в джунглях», 1909-1910.
Анри Руссо, «Два льва на охоте в джунглях», 1909-1910.

— Многие художники-примитивисты действительно были самоучками и пришли в живопись из других профессий.

Анри Руссо взялся за кисть уже после 40 лет и не случайно получил прозвище «таможенник» — вернувшись из армии, он поступил в Париже на службу клерком второго класса, а после был сборщиком пошлин на товары. Доминик Пейроне работал печатником, Луи Вивен — почтовым служащим, Серафина Луи — служанкой, причем некоторое время в доме Вильгельма Уде. Именно он открыл художественный талант Луи. С 1932 года Серафина находилась в психиатрических клиниках, в одной из которых умерла от голода и отсутствия ухода при вишистском режиме.

Серафина Луи, «Букет мимозы», 1925.
Серафина Луи, «Букет мимозы», 1925.

— Работам примитивистов были свойственны ошибки.

Так, предметы на переднем и заднем плане часто оказывались одинаковыми по размеру, из-за чего изображение теряло объем. Примитивисты нарушали анатомию, а тела людей и животных почти никогда не отбрасывали тени — художники попросту пренебрегали источниками света. Но главное, подобно детям, примитивисты не делали различий между реальностью и фантазией. На их картинах благополучно сосуществовали люди и единороги, а львы не представляли угрозы для человека.

Камиль Бомбуа, «Удивленные купальщицы», 1930.
Камиль Бомбуа, «Удивленные купальщицы», 1930.

— На работы художников-примитивистов обратили внимание в начале XX века, и с тех пор их популярность только растет.

Подтверждение этому — результаты аукционных торгов, на которые выставляются образцы наивной живописи. Так, в ноябре 2018 года полотно Нико Пиросмани «Грузинка с бубном» ушло на Sotheby’s за $2,85 млн. Это самая высокая цена, когда-либо заплаченная за картину Пиросмани. Любопытно, что первым владельцем «Грузинки» был австрийский писатель Стефан Цвейг. Работы Пиросмани он впервые увидел в Третьяковской галерее во время своего визита в Москву в 1928 году. Цвейг тогда сказал, что Пиросмани станет истинным открытием для Европы и прозвал его «Великим Пиро».

Нико Пиросмани, «Грузинка с бубном».
Нико Пиросмани, «Грузинка с бубном».

— В России наивным искусством интересовался Марк Шагал, а к русскому лубку обращался Казимир Малевич.

Особое место занимал наив в творчестве Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Ильи Кабакова, Гриши Брускина, Виталия Комара и Александра Меламида.

Михаил Ларионов, «Венера и Михаил», 1912.
Михаил Ларионов, «Венера и Михаил», 1912.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.