Уоррен Баффетт говорит, что если Вы не можете на листке бумаги написать причины, почему решили инвестировать в эту компанию, тогда нельзя инвестировать. Но среди этих причин не могут быть фразы вроде: «Потому что тетя инвестирует, потому что сосед Вася инвестирует, потому что компания крутая».
Чтобы инвестировать в действующий бизнес, нужно соблюдать три условия:
1. Нужно понимать перспективность ниши. Например, Coca Cola — это очень хорошая ниша.
2. Нужно понимать, что у руля крутой человек — директор, и, соответственно, очень сильная команда. На примере с Coca-Cola мы не можем этого знать. Никому из нас, включая и меня, неизвестно, хороший там сейчас директор или плохой.
3. И самое сложное — капитализация компании. Мы открываем показатели на бирже и видим, что акции известной компании там стоят сегодня $48. Мы же не знаем — возможно, эти акции в данный момент находятся на каком-то пике по сравнению с реальной стоимостью компании. Возможно, они переоценены, так как многие обыватели по всему миру вкладывают туда из-за известности компании. Мы купим сейчас по $48, и в следующие десять лет они будут примерно на этом уровне — упадут-поднимутся, и через десять лет окажутся по той же цене, по которой мы купим сейчас. Так в чем же смысл?
То есть, покупая акции известной компании, Вы не знаете наверняка — эти акции в настоящий момент по хорошей цене или по плохой.
Ведь прежде чем купить квартиру, Вы начинаете сравнивать, сколько стоят аналогичные квартиры в этом районе. Благодаря такому анализу Вы понимаете, переоцененная это квартира или недооцененная, или это все же нормальная цена.
А вот в отношении известных компаний такое сравнение сделать невозможно. Разве с чем-то можно сравнить ту же Coca Cola или Apple? Это несравнимые вещи!
А на какие показатели бизнеса Вы обращаете внимание при инвестировании?