Найти в Дзене
To News

Почему Побег из Шоушенка считается лучшим в истории кинематографа

Скриншот из Фильма "Побег из Шоушенка"
Скриншот из Фильма "Побег из Шоушенка"

Картина Побег из Шоушенка могла бы стать очередной проходной лентой, каких сотни. Все к этому и шло, если учесть низкие кассовые сборы в первые дни проката. Желающих смотреть в кинотеатре тяжелую драму про заключенных было совсем мало, да еще и с не слишком известными на тот момент актерами в главных ролях. Однако тут сработало сарафанное радио.

Люди начали рассказывать друг другу, что картина на самом деле вовсе не депрессивная, а воодушевляющая. Так, в 1995 году творение Фрэнка Дарабонта было удостоено 7 номинаций на премию Оскар. Правда, ни одной статуэтки взять не удалось, а вот народную любовь завоевать точно получилось. Так, Побег из Шоушенка считается одной из лучших картин вот уже четверть века. 

Немногим известно настоящее название фильма, которое косвенно указывает, кто на самом деле главный герой истории. Всем известно, что фильм был снят по мотивам повести Стивена Кинга. Ее название звучит как Рита Хейворт и искупление Шоушенка. Локализаторами было решено видоизменить название. Книга тиражировалась под старым названием, но когда пришло время экранизации, было решено оставить только вторую часть и немного преобразить ее. Так появился Побег из Шоушенка. Из-за таких изменений потерялся истинный смысл картины.

Энди становится тем, кем хочет быть каждый, но по каким-то причинам не может. Фильм условно можно разделить на две истории: одна — об искуплении, другая — о надежде. Если первая и самая важная часть касается Рэда, то вторая относится преимущественно к Энди. С его приходом в тюрьме появляется жизнь и заключение перестает быть пыткой. Энди находит красоту в месте, где ее не может быть в принципе. Он постоянно повторяет: «Во всем можно найти прекрасное, если посмотреть внимательнее». Он старается показать другим заключенным, что для них еще не все потеряно и у них есть причины сохранять надежду. Добрые дела, которые совершает Энди, для него важнее, чем то наказание, которое последует. 

Скриншот из Фильма "Побег из Шоушенка"
Скриншот из Фильма "Побег из Шоушенка"

Одна из основных идей — установление безжалостных порядков. В заключении постепенно формируется зависимость от тюремных стен. Сначала они их ненавидели, потом привыкли, а после уже и вовсе не смогли без них. Так, старика Брукса выпустили на свободу, когда он уже понятия не имел как жить в обществе, и был попросту непригоден для социальной жизни. Этого же ждали от Рэда. На слушании его постоянно спрашивали: «Вы перевоспитались?». Так, всех, кто был пожизненно заключен, выпускали на свободу только тогда, когда они полностью институциализированы и обезличены.

Ненавязчивая философия. Побег из Шоушенка — одна из немногих картин, при каждом просмотре которой эмоции только усиливаются. Ее приятно пересматривать, даже несмотря на довольно большую продолжительность. Это отнюдь нелегкое кино для бездумного вечернего просмотра. Фильм не навязывает философские мысли, заставляя запоминать каждое слово, чтобы понять смысл. Невиновный вынужден совершать преступления, чтобы сбежать, а виновный должен придерживаться правил, чтобы освободиться.

Режиссерское видение. Повесть Кинга совсем небольшая. Побег из Шоушенка — удачный пример того, как режиссер Фрэнк Дарабонт может украсить историю и сделать ее лучше. Сценаристы гласят, что в хорошем кино о событиях не говорят, их показывают. Режиссер не хотел лишать фильм рассказчика и не прогадал. Тем более, что голос Моргана Фримена считается одним из самых подходящих на эту роль и даже стал эталонным в этом амплуа.

Идея отмщения. Задумка режиссера отчасти состояла в том, чтобы показать, что любое действие имеет последствия. В конце прогнившая система заключения должна быть уничтожена. Для этого тюремщики в фильме показаны более жестокими и беспощадными, чтобы действия Энди, кража денег и уличение начальника в убийстве, выглядели оправданными и понятными зрителю.

Один персонаж против троих. В книге тюремных директоров было трое. Они менялись на протяжении всего времени, пока Дюфрейн находился в заточении. В фильме на смену им пришел один колоритный начальник Сэмюэл Нортон, который воплотил в себе все худшие черты.

Брукс стал одним из значимых героев. Если Кинг лишь вскользь упомянул Брукса, то Дарабонт сделал на нем акцент. Именно на примере этого тюремного библиотекаря показана вся суть системы заключения — нам демонстрируется, почему даже при вполне реальной возможности освободиться, по-настоящему вольным человеком ты все равно не станешь.

Скриншот из Фильма "Побег из Шоушенка"
Скриншот из Фильма "Побег из Шоушенка"

Альтернативный финал. По представлениям режиссера, в конце Рэд должен был сесть в автобус и уехать по направлению, где находился Энди. Такая открытая концовка показалась режиссеру не совсем той, что надо. Но право финального монтажа распространялось только на первые два часа фильма. В итоге решение о концовке принимал продюсер, который счел, что встреча героев будет более уместной.