Сколько себя помню, все уважительно звали бабушку Анна Никифоровна или ласково Аннушка. И когда однажды позвонили по телефону и попросили Нюру, я сказала, что такая здесь не живёт.
Я даже не догадывалась, что это одно и то же имя. Бабушка сразу поняла, кто ей позвонил: "Это Мария, сестра моя двоюродная. Раньше меня все Нюркой называли. И мама только Нюркой",- засмеялась бабушка.
Не до нежностей и ласки было мамке то. Особенно как одна с нами тремя осталась, да ещё четвертой беременная. Мне 12 было, и с младшими помогала, и по дому. А ещё учиться нравилось, да в самодеятельность ходить. И на балалайке, и на домре играла, пела, в драмкружок ходила.
И это, когда голодно жили, лебеду ели. Откуда силы брались? Да уж очень мечтала артисткой стать.
Закончила 8 классов, а тут война началась. А я всё равно в театральный пошла, все экзамены на "отлично" сдала. Но не приняли дочь " врага народа". Плакала, да что теперь?
Пошла в авиационный техникум, сдала экзамены, приняли сначала. А потом и отправили по той же статье.
Начала в госпитале санитарочкой работать. Много насмотрелась в свои 15 лет! Приметил меня хирург, да и говорит:"А чего бы тебе, Нюра, не пойти в медучилище, фельдшером будешь! Вон как у тебя работа спорится!"
Сказала я ему про статью, а он ходотайство написал, и так меня и приняли. Работала я и училась.
Всю жизнь его добрым словом вспоминала! И всегда говорила, что хороших -то людей больше на земле!
Хоть и плохих довелось повидать . Год 43 был, наверное. Мама слегла от голода, пухнуть стала. У нас продуктов нет, из вещей- одни туфли на всех, по очереди на танцы ходили. Единственное богатство. Решили на еду обменять. Да не успели.
Ночью стук в дверь. Открыли, и ворвались бандиты. Посвязывали нас, всё перерыли. Да только туфли и нашли. И унесли.
Лежали мы связанные чуть не до обеда. Хорошо, соседи заметили неладное, зашли проверить. В то время многих грабили, ещё и убивали. Даже на нашей улице.
Так вот, соседи развязали, да увидели, мама в каком состоянии.
Чем могли, помогли. Выходили маму, не дали умереть с голоду.
Да, щи из лебеды и крапивы варили, жмых жевали. Так и выживали.
Молодые были, и на танцы хотелось. Раньше вечера делали: медицинское и военное училища организовывали танцы в Доме офицеров. А там ребята все видные, кто в отпуске с фронта, кто в военном учился..
Некоторые нагловатые, приходилось и оборону держать. Однажды красавец провожать вызвался, да начал руки распускать. Я туфель сняла и как ему в лоб! А он разозлился! Я убежала и долго на эти вечера не ходила.
Да и не до женихов мне было.