Сейчас почему-то принято говорить о том, что в СССР всё было плохо, все ходили в одинаковой серой одежде, многих продуктов было не достать, всю страну захлестнул тотальный дефицит и прочее. Да, я не спорю, был дефицит хороших товаров.
Но в 60-е годы, несмотря на дефицит и бесконечные очереди за стильными предметами одежды, многие советские люди ухитрялись одеваться модно, а молодые люди старались следовать тенденциям моды, которая разными путями прорывалась к нам из-за железного занавеса.
Мода на стиляг начала проходить после Московского фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Тогда советская молодежь воочию увидела, как на самом деле выглядят их ровесники из-за океана. Тогда в моду стали постепенно входить однотонные мужские пиджаки и узкие галстуки. А уже вначале 60-х ярлык «стиляга» без разбора навешивался на всех, кто хоть как-то пытался следить за модой.
Джинсы и джинсовые вещи в начале 60-х годов были редкостью и пользовались огромной популярностью. Советские люди и особенно молодёжь 60-х мечтали о приобретении настоящих американских джинсов, но достать их официальным путем было невозможно. На джинсы копили и тратили несколько зарплат, за ними охотились, как за самым вожделенным предметом гардероба. За удовольствие носить джинсы люди были готовы стоять в очереди сутками.
Правда, в СССР была альтернатива - продавались брюки, сшитые из джинсовой ткани, но это было совсем не то. Поэтому, отчаявшись достать американские джинсы, советские люди простаивали в огромных очередях за польскими и индийскими джинсами, хотя и они не могли сравниться с настоящими джинсами из Америки.
В 70-х самыми модными джинсами считались модели с высокой талией и клёшем от бедра или колена. У фарцовщиков можно было достать джинсы из Югославии, Болгарии и Греции, но пределом мечтаний оставались американские Levi's, Lee и Wrangler.
Потом на смену обычным джинсам, которые стали более доступными, пришли вареные джинсы, то есть из вываренной ткани. Советская молодёжь активно бросилась варить свои джинсы. Рецепты варки и то, какие при этом необходимы химикаты, держались в секрете и сообщались только ближайшим друзьям. Степень вываренности джинсов была разной. Некоторые модники вываривали синие джинсы до предела, то есть превращали их в белые. А белые джинсы, полученные путём вываривания, считались писком моды.
Ещё советские молодые люди мечтали приобрести джинсы пирамиды. Эти удивительные по своей форме виды джинсовых брюк, завоевали сразу невероятную популярность. Модный молодой человек должен был одет в пирамиды, мокасины с белыми носками и фирменную майку или белую рубашку.
На шпильки советские девушки и женщины встали только в начале 60-х, хотя французский дизайнер Роже Вивье предоставил миру шпильки еще в 54-м, а до советских модниц они дошли только в 61-м. С непривычки ходить на шпильках было очень неудобно, но туфли на шпильках прочно закрепилась в гардеробе советских женщин.
В то время новые тенденции в моде воспринимались как сигнал к действию. В 64-м году в СССР получили распространение нейлоновые рубашки. В отличие от устаревшего хлопка, крепкий и модный нейлон тогда казался самым лучшим материалом. Рубашки из нейлона не мялись, легко стирались и были, как казалось, вечными. Самыми шикарными считались белые, хотя в химчистках с успехом предлагали услугу окрашивания. Позже, в 70-х – начале 80-х появились в СССР нейлоновые рубашки самых разных цветов, даже в горошек и с другими разными узорами.
Мини-юбки стали модными в конце 60-х, чуть опередив моду на брючные костюмы, и эта мода продлилась целых 10 лет. Но, как и всё, что касалось моды в СССР, мини-юбка не сразу попала на советские прилавки и в гардеробы модниц. Я помню уже в 10 лет, заказывая платье в ателье, просила, чтобы сделали короче, за что меня ругала моя бабушка. А через 7-8 лет мини-юбки ещё оставались на пике моды, и в 17-18 лет мне уже никто не мог запретить носить мини-юбки.
А кроссовки Адидас - спортивная обувь - стала обувью парадной, то есть на выход. Эти кроссовки были дефицитом, несмотря на то, что шили их в Москве. А всё потому, что эти кроссовки считались показателем статуса. А возможность купить такие кроссовки была отличительной чертой не только обеспеченного человека, но человека с возможностями.
В середине 1970-х годов в СССР появились сапоги-чулки. У девушек и дам постарше они сразу же завоевали большую популярность. За ними выстраивались огромные очереди. Я тоже достала эти высокие облегающие ногу сапоги из мягкой лакированной ткани. Радости моей не было предела, ведь в то время мне было 17 лет! Носила я их лет до 20-ти, правда, сапоги-чулки были у меня чёрные. А ведь самым модным девушкам удавалось доставать оригинальные модели этих сапог из Югославии и Польши. Вот они были различных расцветок, да ещё и с декоративными украшениями.
Капроновые и нейлоновые колготки отечественного производства появились тоже в 70-х годах. Их выпускала Брестская чулочная фабрика, но только в единственном цвете — телесном. А тогда во всем мире в моде были черные и белые колготки, и это вынуждало девушек СССР отбеливать и красить свои телесные колготки. Но от этого колготки чаще всего портились. Настоящей же мечтой советских девушек и женщин были немецкие и чехословацкие колготки. Они, к слову, периодически появлялись в продаже, вызывая ажиотаж и нескончаемые очереди.
Позже среди девушек в моду вошли обтягивающие ноги колготки из плотного материала, которые назвали лосины. Стандартом были лосины, надетые под мини юбку или под удлиненный свитер. Еще одно, более позднее, название лосин - «дольчики». Но так обычно называли цветные лосины, и, судя по всему, это название произошло от названия фирмы Дольче и Габбана.
Когда в 1957 году железный занавес чуть приоткрылся, советский народ смог разглядеть удобную обувь на резиновой подошве. Года через два в СССР утвердили ГОСТ на «Обувь спортивную резиновую и резинотекстильную» под номером 9155-88, а возить кеды стали из Китая и Северной Кореи.
В 1965-м на прилавках советских магазинов появилась обувь на резиновом ходу с эмблемой-нашивкой в виде двух мячей и таким же точно названием. «Два Мяча» не только стали первооткрывателями в советском мире обуви, но и положили начало российско-китайскому сотрудничеству в производстве. Кеды эти имели оглушительный успех. «Два Мяча» стали не только частью моды, но и частью культуры.
В конце 60-х появился женский брючный костюм. В первое время брюки на женщине в общественных местах или на работе воспринимались почти так же негативно, как женское курение. Но в середине-конце 70-х, мы, 17 - 18-ти летние девушки, свободно их носили на учёбу в техникумах и институтах. Вместе с брючным костюмом носили тупоносые туфли на невысоком толстом каблуке или на платформе.
Из социалистических стран самой модной в 70-х была Югославия: вещи и особенно обувь оттуда считались шиком. Оттуда пришла мода на расклешенные брюки, потом появилась другая модная тенденция — ковбойская тема. Женщины тогда стали носить длинные юбки с воланами и цветочной набивкой на ткани и шерстяные юбки в клетку. Для советских людей югославская мода стала образцом запретной западной культуры.
Что касается головных уборов, то к 70-м годам увлечение искусственным мехом стало проходить. В моду вошли шапки из лисьего меха, их носили все советские женщины, которые следили за модой. А в 80-е годы в СССР пошла мода на норковые шапки. Они были очень популярны, но далеко не всем по карману. Одна такая шапка могла стоить почти две средние зарплаты.
Конечно, в одной статье всё не охватишь, а, может, со временем, что-то забылось. Если что-то ещё вспомните о советской моде, делитесь со всеми в комментариях.