Найти в Дзене
Съездить по Глобусу

Очаровательные закаты на реке Печоре. Круиз за 2000 рублей

 Путешествие по рекам - всегда занятное мероприятие в наш век самолётов и автобанов. Очень мало уже где сохранились в мире рейсовые пассажирские некруизные маршруты. Тем не менее, в России, где с дорогами традиционно не очень, таких линий осталось ещё немало. Одна из таких рек с относительно регулярным пассажирским сообщением - Печора.
Путешествие по рекам - всегда занятное мероприятие в наш век самолётов и автобанов. Очень мало уже где сохранились в мире рейсовые пассажирские некруизные маршруты. Тем не менее, в России, где с дорогами традиционно не очень, таких линий осталось ещё немало. Одна из таких рек с относительно регулярным пассажирским сообщением - Печора.

Печора судоходна практически на всём своём протяжении. Однако сквозные маршруты остались в прошлом - сейчас сообщение практически прерываются на границе районов.
Внутри Коми существуют паромы из города Печора в Вуктыл, а также пассажирские катера из Усинска в окрестные деревни (Мутный Материк, Няшабож и т.д.). И, наконец, самая полезная пассажирская линия "Щельяюр - Нарьян-Мар", которая связывает с большой землёй столицу Ненецкого Автономного округа.

В советское время ракеты из Нарьян-Мара ходили аж до города Печора. А ещё несколько лет назад назначались катера Усинск-Щельяюр два раза в неделю, таким образом из Нарьян-Мара можно было иногда доплыть с пересадками до Усинска.
В советское время ракеты из Нарьян-Мара ходили аж до города Печора. А ещё несколько лет назад назначались катера Усинск-Щельяюр два раза в неделю, таким образом из Нарьян-Мара можно было иногда доплыть с пересадками до Усинска.
Сейчас же, чтобы уплыть в Нарьян-Мар нужно сначала доехать до ж.д. станции Ираёль, находящейся на воркутинской магистрали.
Сейчас же, чтобы уплыть в Нарьян-Мар нужно сначала доехать до ж.д. станции Ираёль, находящейся на воркутинской магистрали.
От Ираёля до места отплытия корабля примерно 170 км асфальтовой дороги. Есть автобусное сообщение
От Ираёля до места отплытия корабля примерно 170 км асфальтовой дороги. Есть автобусное сообщение
По пути будет коми-посёлок Ижма. Интересное место, в которое при наличии времени стоит заехать.
По пути будет коми-посёлок Ижма. Интересное место, в которое при наличии времени стоит заехать.
Паром-баржа официально плавает по маршруту "Щельяюр - Нарьян-Мар". Но тут есть некая тонкость. На самом деле отправляются паромы не из самого Щельяюра, а от места, известного как причал Кабель, который находится довольно далеко от самого Щельяюра, и ехать к нему надо по другой дороге (трасса на Усть-Цильму).
Паром-баржа официально плавает по маршруту "Щельяюр - Нарьян-Мар". Но тут есть некая тонкость. На самом деле отправляются паромы не из самого Щельяюра, а от места, известного как причал Кабель, который находится довольно далеко от самого Щельяюра, и ехать к нему надо по другой дороге (трасса на Усть-Цильму).
Трасса "Ираёль - Усть-Цильма" по которой нужно ехать, приходит к берегу Печоры, где организована паромная переправа на другую сторону. И вот именно от этого места переправы и отправляются также корабли в Нарьян-Мар.
Трасса "Ираёль - Усть-Цильма" по которой нужно ехать, приходит к берегу Печоры, где организована паромная переправа на другую сторону. И вот именно от этого места переправы и отправляются также корабли в Нарьян-Мар.
Паром на другую сторону Печоры
Паром на другую сторону Печоры
Пляжи на северных реках. Хотите искупаться? :)
Пляжи на северных реках. Хотите искупаться? :)
Причал Кабель - довольно глухое место, где рядом нет никаких населённых пунктов и не ловит мобильная связь. Паромы отправляются утром, в связи с чем, если приехал вечером, то надо где-то ночевать. Если нет машины, то только палатка.
Причал Кабель - довольно глухое место, где рядом нет никаких населённых пунктов и не ловит мобильная связь. Паромы отправляются утром, в связи с чем, если приехал вечером, то надо где-то ночевать. Если нет машины, то только палатка.
К вечеру перед днём отправления парома на Кабель подтягивается довольно много машин, преимущественно с ненецкими номерами, как фуры, так и легковушки.
К вечеру перед днём отправления парома на Кабель подтягивается довольно много машин, преимущественно с ненецкими номерами, как фуры, так и легковушки.
Паром этот для нарьян-марцев - единственная нить с большой землёй летом, поэтому он среди них очень популярен.
Паром этот для нарьян-марцев - единственная нить с большой землёй летом, поэтому он среди них очень популярен.
После отплытия паром перецепляется к барже спереди, а не сбоку. Всю дорогу баржа плывёт перед паромом. Можно поймать момент, когда баржа с фурами сиротливо стоит одна среди воды.
После отплытия паром перецепляется к барже спереди, а не сбоку. Всю дорогу баржа плывёт перед паромом. Можно поймать момент, когда баржа с фурами сиротливо стоит одна среди воды.

К утру следующего дня паром достигает Нарьян-Мара!
К утру следующего дня паром достигает Нарьян-Мара!
Выгрузка в нарьян-марском порту
Выгрузка в нарьян-марском порту
Сам паром
Сам паром
Красивые всё же термины используются на флоте для столь привычных нам вещей..
Красивые всё же термины используются на флоте для столь привычных нам вещей..
Капитанский мостик
Капитанский мостик

Обратно из Нарьян-Мара я попал на этот же самый паром. Так что часть фотографий из дороги обратно.
Против течения паром плывёт где-то 40 часов - отправляется из НМ вечером в 6 часов и прибывает в Щельяюр утром через день, в 9-10 утра.

Существуют также быстрые катера, отправляющиеся в Нарьян-Мар из Усть-Цильмы. Время в пути - 6-7 часов, стоимость: 4700 рублей. Подробности: www.ust-cilma.ru/water.html
Я даже думал сначала раскошелится, чтобы уплыть обратно и сэкономить время. Но они поменяли расписание так, что мне неудобно выходило по времени - пришлось бы либо ждать целый день, либо уехать из Нарьян-Мара, только приехав в него (а отправляются они из НМ рано - в 5 утра). В итоге уплыл, как написал выше, на той же барже, что и приплыл.