Найти в Дзене
Илья-да-Катя

Чем помешал детский экологический проект сельской школе

Директор попросил убрать со школьного участка посаженные детьми деревья и растения.

А ведь так хорошо всё начиналось. В 2015 году, придя работать в школу учителем, у меня было страстное желание сделать что-то хорошее и интересное. Что может быть проще и лучше, чем сажать деревья? С этого и начали: осенью-зимой предложил детям вырастить своё дерево. Сажали в стаканчики жёлуди, каштаны, манчжурские орехи, семена туи и катальпы. Дети подписали свои посадки, наблюдали, как что всходит, радовались первым росткам. Следующий шаг – нарисовать проект того, какой бы они хотели видеть территорию школы. Мы представили проект на общешкольное обсуждение, он был доработан и одобрен.

Это первая презентация проекта (весна 2016 года)

Весной мы вышли копать, сделали небольшой питомник, где подрастали наши саженцы. Разметили часть территории под будущие посадки в соответствии с проектом. Ребят выводил на своих уроках, а также их отпускали с технологии и физкультуры, когда у меня были свободные часы.

Мы стали инициаторами первого экологического форума школ района, где каждая школа представляла свой проект и исследования, нам было важно учиться и общаться. Свою разработку мы также представили на областной конференции по экологическому образованию. Нас отвёз туда школьный автобус, нам надо было только скинуться на бензин. Некоторые ребята впервые побывали в областном центре. Наши школьники блестяще представили свой проект, и он был отмечен среди трёх лучших из нескольких десятков представленных.

а здесь отчёт о развитии проекта (осень 2017)

На следующий год работа продолжилась с большим энтузиазмом. Сам директор школы, вдохновившись, приобрёл розы и гортензии, которые были посажены вдоль ограждения. Мы торжественно посадили «Дерево школы», как символ мудрости и развития. Помечтали, что как будет расти и крепнуть это дерево, так будет расти и развиваться наша школа. Посадили многолетники и часть деревьев, сложили две ландшафтных композиции из камней. И кое-что уже начало вырисовываться. Не смотря на занятость ребят проектом, успеваемость их не снизилась.

Гости из другой школы на экскурсии у нас.
Гости из другой школы на экскурсии у нас.

Летом я косил борщевик на пришкольном участке и вдоль забора, чтобы в следующем году ничто не помешало нам расширить поле деятельности, в своё свободное время разумеется.

А вот следующий год для школы был тяжёлым: "трения в коллективе", конфликт с родителями, жалоба в министерство образования, две проверки... Мне было категорически запрещено выводить ребят на уроках на улицу, а ещё, что все эти «прожекты» - это внеклассная деятельность. А у нас по окончании уроков, школьный автобус всех увозит и школа закрывается. Точно известно, что суть всех жалоб на школу никак не была связана с нашим проектом. Тем не менее, мы оказались в немилости. И работы на пришкольном участке приостановились.

В этот год наше «Дерево школы» дало трещину (а может кто и постарался?). Мы продолжили выращивать деревья из семян, ребята уносили их домой, высаживали на своих участках. Мы провели исследовательскую работу по проблеме мусора. На двух общешкольных субботниках все гребли листья, просьба разрешить заняться в это время проектом была отклонена. Раза четыре за год после уроков мы с нашим активом выходили хоть как-то поддержать наши посадки. Оно конечно зарастало, но мы уже намечали план работы на новый учебный год.

И вот первый день учебного года, мой разговор с директором с глазу на глаз: «Вот эту всю ерунду, что вы насажали надо убирать!»; «Вы только пиариться и умеете – это самое простое!»; «Дерево школы у вас позорное, треснуло и замотано проволочкой – не серьёзно!»; «Вот бы пригласить специалиста, поглядеть на ваши «семирамиды» - пусть оценит какой вы ландшафтный дизайнер!» В таких выражениях меня попросили всё убрать. Проект оказался великоват для нашей такой маленькой школы. Припомнили мне также приезд студентов-кинематографов (директор уверен, что это я их пригласил). Видимо слишком много мы где «выпячивались»…

Выкапывая растения, обратил внимание, что не смотря на тяжёлые условия они чувствовали себя не плохо. Наш треснутый красный дуб так «позорно замотанный проволочкой» сросся и дал прирост в пол метра. Мне было жалко всё убирать, можно было приложить те же силы и навести порядок. Но вопрос не стоял, что надо навести порядок, вопрос стоял, что надо убрать. Мы убрали.

Пересадили "Дерево школы" на новое место
Пересадили "Дерево школы" на новое место
Здесь, пожалуй, даже лучше, чем на заднем дворе школы
Здесь, пожалуй, даже лучше, чем на заднем дворе школы

Перенесли дерево школы к сельской библиотеке, на радость заведующей (на том месте, кстати, и была самая первая школа в селе). Там же посадили сахарный клён, два дуба черешчатых колоновидной формы, и небольшую аллею, из двух манчжурских орехов и трёх каштанов. А ещё сделали клумбу из многолетников и кое-что оставили на весну.

Сажаем деревья, выращенные ребятами на пустыре за библиотекой
Сажаем деревья, выращенные ребятами на пустыре за библиотекой
Из эвакуированных растений сделали пока такую клумбу, весной продолжим.
Из эвакуированных растений сделали пока такую клумбу, весной продолжим.

Проект завершён. Остались ещё саженцы, которые я забрал домой, следующей весной посадим на пустырях радом с деревней. В школе от нашего проекта осталась цветущая каменистая горка и пара индиго-ферма. Остались деревья, что дети вырастили сами из семян и посадили у своего дома. А самое главное остался опыт, пусть даже и такой.

Директор доволен. Он уверен, что весной я буду косить борщевик на школьном участке. Он спокоен, что теперь нам не с чем больше «пиариться», и его школа вернётся в не тревожное никакими событиями состояние.

А мы всё равно будем!

Читайте также: "Это никому не нужно" - странное в школе