Явь отличить от сна может каждый, сон от яви – нет. Истина очевидна, неистина – нет.
⠀
Купивший у спекулянта стекляшку, выдаваемую за алмаз, может прожить с ней всю жизнь, считая её драгоценностью.
Опытный ювелир без труда различит подлог и никогда не примет стекляшку за алмаз.
Аскет будет одинаково относится и к стекляшке, и к алмазу.
⠀
Нет физической ценности алмаза, есть объективные критерии его подлинности, его качеств и соотношение этих свойств со стоимостью на рынке. Ценность это явление психическое – статус для его обладателя, красота для ценителя, практичность для профессионального стеклореза и тп.
⠀
Мир объективен – есть гравитация, социальные нормы, причинно-следственные обусловленности, статистические определённости и тд.
⠀
Восприятие мира субъективно, так как является отображением психического мира, ценностей, убеждений и представлений человека.
⠀
То, что происходит реально.
То, что, как ты думаешь, происходит – нереально.
⠀
Субъективность подразумевает (как это ни странно) некий субъект, наличие которого обусловленно функцией самосознания.
Природа этого субъекта трансцендентна, ибо находится за гранью эмпирического опыта. То есть, наличие самосознания очевидно, а наличие самосознающего – нет.
Этот факт многие века бередит умы индивидуумов вида хомо сапиенс со страшной силой. Потому как, если индивид не может ответить на вопрос "кто я?", то и непонятно "зачем я?". Исходя из того, что истинное Я равно истинное бытие.
Самоубиваться от невозможности решения задачи выбирают немногие, поэтому плодятся разные картины мира, чтобы хоть как-то обосновать жизнь самоосознающих существ.
Подавляющая часть преемников этих картин мира считает, что эго должно убедить само себя, что оно на самом деле это Сущность. Пример – фильм "Матрица". Липовый Нео выбрал стать истинным Нео и понеслась. При этом произошла просто смена декораций и его (Нео этого) самосознающий аспект – всё та же трансцендентная рука в заднице его нового персонажа. Ну да ладно.
⠀
Небольшое количество искателей, маргинальные единицы, считают, что Сущность, которой они на самом деле являются, должна убедить их, что она и есть их эго. Пример – фильм "Блуберри". Где лирический герой прошёл индейский ритуал, узрел как оно всё есть, перестал париться и всё хорошо. Есть какое-то истинное Я, которое открывается под аяхуаской и ладно. Если оно забудется, то можно будет опять наркоты принять.
⠀
Ну и вот: выделяя в восприятии, в процессе воспринимания, какой бы то ни было "истинный" субъект, мы автоматически разделяемся на наблюдателя и наблюдаемое. То есть, "субъект" становится объектом, что никак не соответствует обнаружению нашего "истинного Я". Никак, кроме как концептуально.
⠀
Апперцепция это воспринимание/познание происходящего, которое не может принадлежать никакому субъекту (при выделении в воспринимании субъекта, происходит его превращение в объект восприятия). Процесс восприятия триедин: воспринимающий, воспринимание и воспринимаемое, где воспринимающий это данность "я есть", пребывающая вне эмпирического опыта. "Я есть" не может быть воспринимаемым.
⠀
Если мы помыслим себя как субъект, то вне того на сколько этот образ будет абстрактным или конкретным, за ним будет стоять наш неуловимый, но очевидный центр самосознания – "я есть". Если мы помыслим другого, как субъект, пребывающий по отношению к нам, как к объекту, то за ним будет стоять та же данность – "я есть".
⠀
Проявление любого феномена в нашем восприятии будет обусловленно этим непроявленным "я есть". Потому что, когда отсутствует это "я есть", то и нет нифига, как в состоянии сна без сновидений или в коме.
⠀
То есть, это никак не явленное феноменально "я есть", является источником всех феноменов воспринимаемой действительности. (При этом никаким источником или не-источником не являясь, потому что на него нельзя указать, как на феномен) и вообще никак нельзя указать))
При отказе от беспочвенной попытки поиска себя и отождествления с каким-либо субъектом, прекращается разделение на "Я" и "не-Я". Ум перестаёт быть "расщеплённым" и становится единым, как "я есть" в многообразии проявлений. Поэтому говорят, что всё одно, что ищущий и есть искомое, ну и тд.
Как итог, исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод, что сам процесс функционирования самосознающих существ является ответом на вопрос "что такое истинное Я?"