1,3K подписчиков

За что Царевна-лягушка бросила Ивана-царевича?

452 прочитали

Образ царевны-лягушки знаком нам с детства. И мультфильм мы смотрели, и книжку читали. Да так и не поняли – почему это лягушка мужа бросила. За что? Из-за того, что противную скользкую шкурку спалил? Это как если бы чей-то муж платье выбросил любимое. За это не бросают, поругаться – поругаются, но не до такой же степени, чтоб из семьи уйти, да еще за тридевять земель, к самому Кощею Бессмертному! Тем более на наш современный взгляд это явный мезальянс – царевич и болотная жительница.

Иллюстрация Tukiji Nao
Иллюстрация Tukiji Nao

В современном понимании лягушка – существо малоприятное, пригодное, разве что для опытов по биологии. Но для наших предков это существо было из разряда священных. Она может жить как в воде, так и на суше, лапки ее походят на человеческие руки… И все же, почему лягушка – царевна? Не за лапки же. С той же долей вероятности в сказках она может быть и сиротинкой. Разберемся по порядку.

Место обитания лягушки – водоем. Вода – непростое место, не пустыня, не поле и даже не лес. Это место входа в иной мир, существовали похоронные обряды сплавления мертвецов в ладьях. В воде очищались от скверны, по воде гадали и даже судили о вине человека (выплывет – потонет), а с приходом христианства появилось и крещение водой – приобщение к новой вере.

Геннадий Спирин. Царевна-лягушка
Геннадий Спирин. Царевна-лягушка

В некоторых религиях мира лягушка считалась воплощением Луны, а Луна, в свою очередь, была связана с водой, приливами и отливами, а так же женским менструальным циклом и деторождением. Лягушка таким образом становилась не мерзким земноводным, а воплощением женской сути.

Мотив "Лягушка" на кокошнике Каргопольского уезда Олонецкой губернии, начало XIX века.
Мотив "Лягушка" на кокошнике Каргопольского уезда Олонецкой губернии, начало XIX века.

И вот что у нас в итоге получается: находит Иван в болоте лягушку, привозит под хихиканья родственничков домой. Она по ночам (все же богиня Луны!) становится прекрасной женщиной и печет хлеб без огня, ткет без станка, нитки изрезав и под лунный свет выкинув… А потом приезжает на царский пир во всей красе (на голове светел месяц, по подолу часты звезды) и пляшет русальный танец с маханием рукавами. Это самое живописное, на мой взгляд, место в сказке: она творит озеро с плавающими лебедями, то есть показывает свою божественную водную сущность. А что Иван? Думает, наверное, что невеста готова к долгой и счастливой жизни, и отпускать ее не стоит, что шкурку нужно сжечь.

Василиса Премудрая на пиру. Художник Пономаренко
Василиса Премудрая на пиру. Художник Пономаренко
Игорь Егунов. Василиса Премудрая
Игорь Егунов. Василиса Премудрая

Но вот Василиса («царственная, властительница» в переводе с греческого) Премудрая этот поступок не оценила. Часть богини воды была предана огню! Но огонь – это Солнце, стало быть, там где есть место свету дневному, нет места свету ночному. К тому же днем ночное божество не может жить в своем настоящем облике, а лягушкой ей уже не обернуться. Поэтому она оборачивается голубкой и улетает. А если знать заранее, что птица – символ души, то становится понятно, что Василиса как материальное существо при сжигании шкурки умерла, а дух ее отправился в царство мертвых к Кощею Бессмертному. Вот почему Ивану так трудно в последствии ее отыскать.

Бронзовая пластина с изображением Лягушки (V-VII в.), найденная в Добрянском районе Пермского края
Бронзовая пластина с изображением Лягушки (V-VII в.), найденная в Добрянском районе Пермского края

Отсюда мораль: будьте внимательны к своей второй половинке! Берегите себя, своих близких и дорогие их сердцу вещи, вдруг в них заключена их волшебная сила)))