После прогремевшем на всю страну деле сестер Хачатурян, Гос.дума решила реанимировать Закон о профилактике домашнего насилия.
Может ли он быть жизнеспособен при той правозащитной системе, которая существует сейчас?
Пока мы видим, что Государством не отрегулирован механизм привлечения к ответственности виновных в домашнем насилии лиц.
Противоборство с системой
Процесс обращения жертвы насилия в органы долог и мучителен: многочасовые ожидания в коридорах отделов полиции, унизительные опросы, а иногда и открытые насмешек со стороны общественности.
Наказание в виде штрафа — неэффективная мера, особенно, когда речь идет о насилии в семье
Суд в интересах государства назначает штраф виновнику домашнего насилия. Как показывает практика, не всегда виновник имеет постоянное место работы, в итоге штраф оплачивается из семейного бюджета. В результате жертва наказана дважды: физически и материально, заплатив штраф за супруга(гу).
Сложности появляются уже на этапе подачи заявления
Законодательная система РФ возвела целую крепость в виде статьи 318 УПК РФ — это перечень обязательных требований для того, чтобы заявление было принято к рассмотрению.
Любое отклонение, и судья с радостью возвращает заявление назад потерпевшему.
Главный вопрос: что со всем этим делать?
Наказание за телесные повреждения должно быть связано с ограничением конституционных прав. Эти санкции предусмотрены, но Государству выгоднее, чтобы назначались штрафы. И они назначаются.
Абсурдность назначения штрафов описана выше: очень часто виновник и жертва — супруги. И штрафы выплачиваются из общего семейного бюджета.
А начинать надо с основ: любой вид насилия недопустим. Именно в таком ключе надо воспитывать общество.
Алена Зеленовская
Руководитель практики уголовного и административного права, АМУЛЕКС