Сегодня я хочу немного поговорить о Даосизме. Даосизм — это исконная религия Китая, одна из трех «гармоничных» религий, существующих на этой территории. Две другие — Буддизм и Конфуцианство. Если о Буддизме у нас более-менее знают все, то что такое Даосизм — не знает почти никто. Я сам, в 2010м, когда впервые попал в Китай и там в Даосский храм, считал Даосизм одной из форм Буддизма. Многие в России считают, что Даосизм — это не религия, а философия. Это всё в корне не верно.
Сейчас я знаю о Даосизме гораздо больше, чем в 2010м. Я прочитал и первоисточники, книги «Дао Дэ Цзин» и «Чжуан Цзы», и книги исследователей Даосизма на русском языке. Более того, я даже осмелился написать собственный вариант книги «Дао Дэ Цзин», на основе нескольких русских и английский переводов, выполненный в разных стилях, от буквального до поэтических переложений.
Сразу скажу, я не призываю вас стать даосами, не призываю сменить религию, я лишь хочу описать учение, которое лично меня просто очаровало своей красотой. Вполне может быть, что это выльется в серию статей, так как в рамках одной статьи это сделать довольно сложно. Напишите мне в комментариях, хотели бы вы продолжения или нет.
Итак, Даосизм. Автор основополагающей книги этого учения — Лао Цзы, живший с Китае примерно 2600-2500 лет назад. По легенде он родился уже похожим на старика, от чего он и получил имя «Старый Ребенок». Хотя возможно, иероглиф «Цзы» в его имени означает «мудрец», а не «ребенок», так как оба этих слова обозначаются одним и тем же иероглифом.
Лао Цзы прожил долгую жизнь, он приобрел некоторую известность, но, в отличие от основателей других религий, у него не было ни одного ученика, он не выступал публично, ни к чему никого не призывал. Он просто жил и выполнял свою скромную работу хранителя архивов, по сути — главного библиотекаря страны, царства Лу (в ту пору единого Китая не существовало). Он прожил достаточно долгую жизнь, дожив до 160-200 лет и в конце своей жизни он по каким-то причинам отправился на Запад, то есть в Индию через Гималаи.
На последней заставе в Китае, где он остановился, его принимал некий начальник заставы, имя которого не сохранилось, он так и вошел в историю, как просто Гуань Инь - «Начальник Заставы». Он упросил Лао Цзы изложить его идеи в письменном виде. Лао Цзы согласился задержаться, сел и написал то, что мы знаем, как «Дао Дэ Цзин» - текст, состоящий из 81 «Чжана» (отрывка), каждый из которых описывает тот или иной принцип религии, которую сейчас называют Даосизм.
После того, как Лао Цзы написал этот текст, он сел на своего буйвола и верхом на нем покинул Китай. Больше о нем ничего не известно. Однако, есть даосская легенда, гласящая о том, что он добрался до Индии, и там встретил весьма одаренного юношу, которого обучал премудростям своего учения. Звали этого юношу Сиддхартха Гаутама, мы его больше знаем, как Будду. Буддисты эту легенду не поддерживают, но и не отрицают активно. Буддизм исторически появился чуть позже Даосизма, так что, теоретически, такое возможно.
Но вернемся в Китай. Тут, после ухода Лао Цзы, распространению учения посвятил свою жизнь тот самый Гуань Инь, начальник заставы. Он бросил военную службу и всю оставшуюся жизнь пропагандировал учение Лао Цзы, которое показалось ему очень мудрым и достойным распространения. Кстати, в китайском Буддизме есть богиня милосердия Гуаньинь, не надо ее путать с Гуань Инем, о котором речь шла выше, созвучность их имен — лишь совпадение.
В следующей статье я расскажу о философских основах Даосизма, о том, на каких принципах строится эта древняя религия. Подпишитесь на канал и поставьте лайк, если вам понравилось повествование и, если вы хотите продолжения.