Найти в Дзене
Евино племя

Библейский обман: сказка о грязных танцах

Оглавление

Саломея и мать ее Иродиада — две героини, сказание о которых отцы церкви использовали для того чтобы убедить паству в исключительной порочности всего женского рода. Евы им было недостаточно — ведь ее грех частично был искуплен Девой Марией.

Сладострастие, игра на мужских слабостях и кровожадность — эти пороки необходимо было обличить и, разумеется, осудить. Ибо только врагу рода человеческого, фурии, не желающей этому роду спасения, могло придти в голову потребовать головы столь благородного и богоугодного человека, как Иоанн Креститель.

На самом деле это скорее ложь, чем правда. Потому как бухгалтерия у этой легенды никак не сходится.

Факт номер раз:

Если читали библейские сказания, то, наверное, знаете: Иоанн был настолько добродетелен, что никак не мог промолчать, видя, в какой роскоши и в каком пороке живет Иродиада, супруга Ирода Антипы и бывшая супруга его (Иродова) брата. А Иродиаду попреки Крестителя, мол, задевали слишком, и потому она научила дочь свою, Саломею, попросить в награду за танец его голову.

Со временем танец этот превратился в танец семи покрывал (то есть с разоблачением), ведь в людском воображении никакой другой не заслуживал награды… А еще, со временем, оказалось: никаких, собственно, упоминаний об этом случае на пиру Иродовом в истории нет. Ну, то есть в Библии они есть, а вот у историков — нет.

В Библии Марк и Матфей даже во мнении сойтись не могут: хотел ли Ирод Антипа казнить Крестителя, аль нет?

Если верить Марку, Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6:20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады выполнить любое её желание.

Если верить Матфею, Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5).

Факт номер два:

Иосиф Флавий, не библейский автор, но вполне себе историкописатель, ни о каком танце Саломеи не упоминает. Зато утверждает, что Ироду совершенно не нравились толпы весьма экзальтированных людей, следующих за крестителем и готовых устроить беспорядки, и популярность Крестителя, снискавшего с лаву нового пророка, мессии, была совсем не к месту.

Факт номер три:

Ирод Антипа, как никак, иудей. Сын Ирода Великого. И семья его — иудейская. В иудейских традициях женщине — тем более юной деве — не место было на пирах. Поведение женщины в те времена очень строго регламентировалось, так что пляска царевны, пусть даже приемной дочери, перед гостями — нонсенс. Случись такое — и позор на иродову голову.

Факт номер четыре:

Еще одно предание гласит, что Саломея погибла во льду замерзшей реки, отсекшем ей голову. Его рассказал Никифор Каллист Ксанфопул, церковный историк и поэт, живший аж в 14 веке, озаглавив историю в лучших традициях желтой прессы: «Об отвратительной кончине дочери Иродиады, и смерти Ирода, а также и о том, что это привело к величайшему прославлению Крестителя»

Вот, в неком месте наступила зима, и нужно было переправляться через реку: так как она была схвачена и скована льдом, по [этой скользкой] глади и переходила. Так как лёд треснул (и, несомненно, случилось это не без участия Бога), провалилась [она] по горло: и дрыгала разбухшими и намокшими ногами [, как бы танцуя], не на земле, а под водой: голова же была зажата льдом

Случилось все это якобы в скором времени после казни Иоанна,
в момент ссылки Ирода Антипы на север Римской империи. Но вот незадача, Иосиф Флавий говорит о том, что казнь Крестителя была до 36 года, в Лугдунум Конвенарум в Галлии (современный Сен-Бертран-де-Комменж), место, где, предположительно, погибла Саломея, Антипа был сослан в 39 году, а монеты с ее изображением и изображением ее мужа, Аристобула Халкидского, датируются 56-57 годами.

Единственным зернышком правды в мрачной истории остается только то, что Креститель был казнен по приказу Ирода. Так зачем церкви снимать вину с правителя?

Тут все просто: не удалось бы найти женщину, виновную в смерти Иоанна, и пришлось бы признать — его деятельность угрожала управляемым Иродом территория самым что ни на есть банальным бунтом. А церковь, тем более в средние века, не могла даже допустить появления у паствы мыслей, что можно восстать против правителей. Смирение, смирение и еще раз смирение проповедовала она.

Казненный потенциальный глава мятежа (вдохновитель народных волнений) — или погибший от женского коварства и злобы герой, несущий миру свет новой религии, кто лучше? Разумеется, второй вариант.

Тут и объяснение разоблачения во время танца вылазит: именно христианская церковь объявила женское начало плотским и греховным, противопоставим его духовному — мужскому. Следовательно, именно плотью дочь Иродиады манила отчима, чтобы погубить Иоанна. В лучших традициях поношения женщин…