Николай Гумилев - один из самых значимых поэтов серебряного века, прожил короткую, яркую и удивительную жизнь. Первую книжку стихов выпустил еще гимназистом, затем жил в Париже, учился в Сорбонне, исследовал Африку, "конквистадор" и "изысканный жираф" "возился много и охотно с девушками", и женщины отвечали ему взаимностью. Пробовал опиум, добровольцем ушел в 1914-м году на фронт, воевал героически, был награжден двумя георгиевскими крестами за мужество. В 1921-м году арестован большевиками и расстрелян.
В 1907-м году познакомился с Анной Горенко, впоследствии Ахматовой, через 3 года сделал предложение. "Весь облик тогдашней Ахматовой, высокой, худенькой, тихой, очень бледной, с печальной складкой рта, вызывал не то растроганное любопытство, не то жалость, По тому, как разговаривал с ней Гумилев, чувствовалось, что он полюбил ее серьезно и гордится ею" (из воспоминаний поэта Сергея Маковского).
"У Ахматовой строгое лицо послушницы из староверческого скита. Все черты лица слишком острые, чтобы назвать лицо красивым. Серые глаза без улыбки. За столом она молчала и сразу почувствовалось, что в семье мужа она чужая. В этой патриархальной семье и сам Николай Степанович, и его жена были, как белые вороны. Мать огорчилась тем, что сын стал поэтом, пропадает в Африке, и жену привел какую-то чудную: тоже пишет стихи, всё молчит, ходит то в темном ситцевом платье вроде сарафана, то в экстравагантных парижских туалетах (тогда носили узкие юбки с разрезом). (Вера Неведомская).
Но почему же такой прогрессивный для своего времени человек, как Гумилев, не принимал очевидного дара Ахматовой и был против ее поэтического дара? А он был против, есть множество воспоминаний друзей по писательскому цеху.
"Печататься в серьезных журналах Гумилев жене "не позволял". (Сергей Маковский).
"Здесь же, в "Бродячей собаке", я увидел Ахматову, когда она уже полгода была замужем за Гумилевым. Он знал, как талантлива была Анна Андреевна - и делал всё, чтобы оставить ее в пустыне неизвестности. Вознесенный на высоту, он плохо отзывался о ее стихах, издевался над ними, обижал и оскорблял поэтессу". (Йоганнес фон Гюнтер)
"Гумилев, ее муж, на первых порах относился к стихам Анны Андреевны резко отрицательно, вроде бы даже умолял ее не писать. Признал он Ахматову, признал как поэта, и признал полностью, без оговорок, лишь через несколько лет после брака". (Георгий Адамович).
"Гумилев явно недооценивал поэзию своей жены. Почему? Маленькие люди инсинуировали, будто он ей завидовал. Это, конечно, не верно. Гумилев, как все мы, не чужд был человеческих слабостей, но благородство его натуры несомненно, и оно всегда брало верх. Я думаю, что он был просто жертвой своей теории. Женщина должна была отвечать требованиям довольно сомнительного идеала: быть "забавницей" и "веселой птицей-певуньей". Не была ли Ахматова слишком сложна для своего цельного мужа-рыцаря?" (Николай Оцуп).
Жене запрещал печататься, себе не запрещал ничего.
"От Анны Андреевны он требовал поклонения себе и покорности, не допуская мысли, что она существо самостоятельное и равноправное. Любил ее, но не сумел понять. Она была мнительно горда и умна, умнее его: не смешивала личной жизни с поэтическим бредом. Отстаивая свою свободу, он на целый день уезжал из Царского села, где-то пропадал до поздней ночи и даже не утаивал своих "побед". Ахматова страдала глубоко. Зимой 1912 года родился у них сын, крещен Львом. Тяжелые роды прошли ночью в одной из петербургских клиник. Был ли доволен Гумилев этим прибавлением семейства? От его троюродного брата Д.В. Кузьмина-Караваева я слышал довольно жуткий рассказ об этой ночи. Будто бы Гумилев, настаивая на своем презрении к брачным узам, кутил до утра с троюродным братом, шатаясь по разным веселым учреждениям, ни разу не справился о жене по телефону, пил в обществе каких-то девиц. По словам брата, все это имело вид неуемно-самолюбивой позы, желанием быть "не как все" (Сергей Маковский).
Т.е. Гумилев по сути нормальный такой русский мужик: пока жена рожает, надо отметить это дело с шампанским и дамами полусвета.
Ахматова знала о влюбленностях мужа. Весь Петербург знал, романы были громкие: один эпизод с Черубиной де Габриак, из-за которой у Гумилева случилась дуэль с Максимилианом Волошиным, наделал много шума тогда и навсегда остался в истории. По воспоминаниям Иоганнеса фон Гюнтера, хорошо знавшего поэта, Гумилев «почти постоянно был влюблен, пользовался большим успехом у женщин и девушек, хотя вовсе не был хорош собой».
Брак продлился 8 лет. 8 лет Ахматова терпела. Потом ушла к другому мужчине, Владимиру Шилейко, востоковеду и тирану. Вышла замуж в том же 1918 году. Этот брак также не принес ей покоя. Впоследствии все свои браки Ахматова называла "матримониальными несчастиями".