Приезжают в мечети люди, иногда очень состоятельные люди, которые не нуждаются практически ни в чём. И они хотят чтобы их покойных родных помыли работники мечети или абсолютны чужие наёмные люди со стороны. Сами же они омывать не хотят своих покойных. Когда же другой человек этот погребальный обряд за них делает и когда он требует оплату за это, все они возмущаются. Ни один человек, ни имам, ни будун, ни кто-то не должен омывать твоего родственника - это твоя обязанность. Это ты должен своего отца омыть если он умрёт. Тот кто вообще твоего родного при жизни никогда не видел, знать не знал, с улицы некоторых нанимают на омовение усопшего - вам самим от этого не стыдно?!
К этому мы уже должны быть готовы сейчас в своей жизни перед своей смертью того кто будет нас омывать, обварачивать в саван, будет провожать нас до могилы, джаназа намаз будет читать и будет хоронить. Ты уже сегодня должен позаботиться об этом, потому что ты не знаешь другие сделают это или нет.
Пророк, саляллаху алейхи уа саллям, говорит - Омывать умершего человека должен самый близкий к нему человек. Почему? Потому что, после выхода руха (души) с тела человека, это тело бывает израненным после смертельной агонии, оно бывает всё в ранах и каждое прикосновение к этому телу, его душа чувствует и говорит омывающему - относись мягче и бережнее к моему телу, оно израненно! Мягче, бережно будет относиться только самый близкий человек, а тот кого мы привели со стороны, ему лишь бы омыть, своё дело сделать и побыстрей убежать. И в этом он не виноват, потому что вы сами должны были заботиться чтобы в своей семье был кто-то, кто умеет это делать.
Умеет ли мой сын это делать, если не умеет, что он должен делать? Он должен свою религию изучать, он должен свою религию знать. Он должен свои религиозные обязанности и желательности знать. И после смерти только он подходит для этого, как самый милосердный к тебе человек. Если ты своих детей этому не обучил, когда ты умер, твои дети к тебе, даже к тебе не подойдут. Они будут просить посторонних.
Самые важные, обязательные вещи после смерти человека - это четыри вещи - омыть умершего, завернуть его в саван, сделать джаназа намаз над ним и похоронить его. И все эти обряды они должны делаться самыми близкими к умершему людьми. Самые близкие люди для родителей - это дети. Девяносто процентов детей в наше время даже подходить не хотят к этому джаназа, когда их родители умирают. Не дай Аллах нам такого!
Пусть Всевышний Аллах наших детей и нас для наших родителей сделает самыми милосердными и самыми близкими людьми к нам при жизни и после смерти. Амин.
Из проповеди в джума мечети города Избербаш.