Найти тему
Открытая семинария

Аркенстон "Хоббита": Камень или Христос?

Оглавление

Я давно обещал поговорить о двух вещай: 1) О значимости Иерусалимского храма; и 2) О том, что символизирует собой драгоценный камень Аркенстон в "Хоббите" Джона Толкиена, и что значат его всепоглощающие поиски вернувшимися в гору гномами. Чтобы сэкономить ваше и мое время, я кратко коснусь обоих этих вопросов в этой статье - потому что речь идет, по сути, об одном и том же.

Для начала немного напомню уважаемым читателям о камне Аркенстон и связанных с ними событиях «Хоббита». Этот камень был обнаружен королем гномов Траином Первым - своего рода царем "Соломоном" (строителем Храма) гномов. Гномы огранили камень таким образом, что он, отражая, усиливал полученный свет. Но кроме того - он еще сиял собственным светом. Вот каким этот камень предстал перед Бильбо, который нашел его в куче золота, на котором спал дракон:

-2

«Бильбо сразу узнал его из описания Торина, да и не могло быть на всем свете двух таких алмазов... Величайшее из сокровищ светилось собственным светом, исходящим изнутри, и в то же время, гранённое и отшлифованное гномами, выкопавшими его в незапамятные времена, вбирало в себя свет извне и преломляло его десятками тысяч белых сверкающих граней, и это белое свечение переливалось всеми цветами радуги.» —«Хоббит, или Туда и обратно», пер. Н. Рахмановой.

-3

Война двух камней

Джон Толкиен образом чудесного камня отсылает нас к целому ряду известных библейских текстов. В Библии, особенно в Новом Завете, проходит идея борьбы двух камней - рукотворного и нерукотворного, Храма и Христа. Дело в том, что Храм Божий, строительство которого когда-то было угодно Богу, в котором Бог хотел прославиться - сделался для иудеев источником нескончаемой гордости и преткновения. Люди теряли рассудок и придавали Храму магические свойства защиты. Пророк Иеремия, накануне Вавилонского пленения и разрушения Первого Храма пишет жителям Иерусалима:

"Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе, — то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов." (Иеремия 7:4-7)

-4

Но иудеи не послушали. И потеряли тогда свой Храм и Город. Впрочем, спустя некоторое время Господь позволил восстановить Храм.

Пророчество Даниила о Христе и о Храме

Интересно, что пророчество о восстановлении Храма связано еще и с пророчеством о времени прихода в мир "Живого Камня" - Иисуса Христа. Ангел сообщает пророку Данилу:

«Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.» (Дан 9:25)

Указанные 69 седьмин (сумма семи и шестьдесяти двух седьмин - т.е. "пророческих недель", где день считается за год) рассматриваются как пророческие 483 лет, от выхода повеления о восстановлении Иерусалима (изданного Мидо-Персидским царем Артаксерксом Первым в 457-ом году до Р.Х.) и до крещения Мессии Иисуса Христа в 27-ом году н.э. - в начале трех с половиною лет земного служения Иисуса Христа. В последующих двух стихах предсказывается разрушение Иерусалима и Храма после смерти Мессии.

70-ый год н.э. Пылает Иерусалим. Осаждают римляне.
70-ый год н.э. Пылает Иерусалим. Осаждают римляне.

«И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя. » (Дан 9:26, 27).

Это - очень интересное пророчество, и я надеюсь написать о нем подробнее. Но пока лишь скажу, что христиане считают, что пророчество о разрушении города и святилища исполнилось в 70 году н. э., когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками римского военачальника Тита.

Внутренность Храма Соломона.
Внутренность Храма Соломона.

Иудеи Христа отвергли, обвинив Его в том, что Он считал Себя большим Храма. Но Он и есть - больше Храма. Таким образом Храм сделался камнем преткновения для иудеев. Так что они выбрали рукотворный каменный храм, и отвергли - Живой Камень.

Аркенстон - камень преткновения гномов

В истории "Хоббита" Аркенстон стал реликвией Королей народа Дурина. Как вы помните из сюжета "Хоббита" рассеяние гномов произошло во многом благодаря этому камню. Они хотят обладать им и использовать его в своих целях - как бабка желала использовать Золотую рыбку в сказке Пушкина. Но как некогда были унесены из Иерусалимского Храма все ценные реликвии в Вавилон, так и Аркенстон был унесён в Эред Митрин, но возвращён обратно, в Большой Зал Эребора. Когда дракон Смог напал на гномов и захватил Гору, камень был потерян, затерялся среди добычи Смауга в залах Эребора.

Билбо, который нашел Аркенстон, хочет отдать его гномам, но не спешит отдавать его - потому что видит, что в настоящее время они не могут его еще принять. Потому что они вновь мечтают о камне, который вновь превознесет их гордость, повлечет к притеснению ими других народов. Гномы так и не поняли - что этот камень был дан не для порабощения, но для спасения всего мира. И Бильбо спрятал Аркенстон в своей подушке.

-7

Когда гномы отказались поделиться сокровищами с лучником Бардом, убившим дракона, Бильбо тайком выбрался из крепости гномов внутри Эребора и отдал им Аркенстон. Торин, более всех искавший Аркенстон, был убит в битве. Но когда Торина, обезумевшего было, но все-таки вставшего на сторону добра, хоронили глубоко внутри Эребора, Бард положил ему на грудь Аркенстон.

Что же означал этот Аркенстон? Зачем он - мертвому Торину? Вот тут-то и указывается на истинную ценность Живого Камня. Он служит не для того, чтобы обрести власть над врагами. Он служит для того, чтобы дать победу над главным и последним врагом человека - смертью.

Камень Живой - Христос

Апостол Павел в 1 Петра 2:6-8 снова называет Христа настоящим драгоценным Камнем. Апостол Павел пишет: "Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится». Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих — камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены".

-8

Апостол Павел называет Иисуса Христа Живым Камнем: "Камень же был Христос." (1 Коринфянам 10:4). Сам Иисус Христос, говоря с фарисеями и книжниками в Храме, открытым текстом заявляет об этом: "Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма" (Мт 12: 6). Говорит Он это, конечно, о Себе. Храм каменный, украшенный золотом и драгоценными камнями - должен был лишь указывать на приход настоящего Живого Камня - Христа. Но вместо этого служители этого Храма сделали его доходным, выгодным местом. И другой камень им был не нужен.

Художник - Миронов Андрей Николаевич. Христос выгоняет торгующих в Храме.
Художник - Миронов Андрей Николаевич. Христос выгоняет торгующих в Храме.

"Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников", - обличает Христос торговцев в Храме. Бог неоднократно подчеркивает, что Храм должен был стать домом молитвы для всех народов. Пророк Исаия, к примеру, пишет в 56-ой главе:

"Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов." (ст. 7)

Но иудеи в Иерусалимский Храм не пускали язычников - под страхом немедленной смерти. Храм сделался предметом национальной гордости иудеев - сделался их идолом, их божком. Когда ученики расхваливали перед Иисусом Христом величие и красоту Второго Иерусалимского Храма, Он сказал им отрезвляющие слова:

Иисус Христос произносит пророчество о Храме.
Иисус Христос произносит пророчество о Храме.

"И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено." Матфея 24:1-2.

Выводы

Толкиен взял библейский образ двух камней - мертвого рукотворного (Храма) и живого нерукотворного (Иисуса Христа) - которые сделались камнями преткновения для иудеев и представил в виде волшебного камня Аркенстон. Ради него и произошло, по большому счету, возвращение гномов в гору - равно как и возвращение иудеев на гору. Гномы очень желают обрести свой камень - потому что надеются, что он даст им владычество над народами. Также и многие иудеи надеются на восстановление Храма, и связывают с этим не меньшие амбиции.

Но удастся ли им это сделать? Восстановить свой храм? На этот вопрос Толкиен не решается дать ответ. Но он передает самую главную идею библейского пророчества: пока гномы ищут свой камень, он покоится в подушке у Бильбо, в руках у людей. И как же они, гномы, особенно Торин, при всей своей проницательности и нюхе не увидят и не поймут - где же их камень? А их камень, их настоящий Аркенстон - он давно уже в руках у "язычников", у тех, которых гномы глубоко презирали.

Примерно так представляется многим современным иудеям восстановленный Иерусалимский Храм.
Примерно так представляется многим современным иудеям восстановленный Иерусалимский Храм.

Так и истинный Живой Камень, Иисус Христос - давно уже прославляется в народах. А иудеи так и не увидели - что это и есть их Мессия, их Аркенстон. Они в свое время глядели на свой Храм - как на мессию. Они думали, что Храм сделает их всесильными. Но благословлял их не Храм, а Бог, живущий в Храме. Которого они отвергли - в лице Иисуса Христа. И тогда остался Иерусалим и Храм, как сказал Иисус Христос - пуст.

Сегодня ведется много приготовлений к строительству Третьего Иерусалимского Храма. Будет Храм построен или нет, согласно библейских пророчеств - об этом я надеюсь поговорить с вами в отдельной публикации. Здесь же, заканчивая статью, хочу напомнить и иудеям, и христианам - что настоящее сокровище - это не религия, и не храм. Настоящее сокровище - это Иисус Христос.

Вот чего (Кого) и должны были бы искать и иудеи, и христиане. Вот какой Камень надо всем искать - а не складывать снова камни разрушенного храма. Знание Иисуса Христа... Такое сокровище вдруг оказалось в руках у нас, у народов: сокровище, которое иудеи напрасно пытаются обрести постройкой нового храма. Да и мы, христиане, строим много храмов - но знаем ли Сына Божия? Как бы и для нас, христиан, Иисус Христос не оказался камнем преткновения.

-12

Завершить мне хочется словами апостола Павла - сказанными как будто специально нам, русским. Апостол Павел пишет, что преткновение иудеев (о камень Христа - Аркенстон) - произошло во многом ради нас, ради того, чтобы вызвать в нас ревность по Мессии, по Иисусу Христу:

"Итак, спрашиваю: неужели они (иудеи) преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.

Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их — примирение мира, то что́ будет принятие, как не жизнь из мертвых?"

Ох, как глубоко-глубоко мы не понимаем эти слова апостола, как противимся им. Не возбуждает он в нас уже ревности по богатству Богом. Мы смотрим, как иудеи копошатся, как Торин и его друзья, в золотой горе - и ревнуем этому золоту. Но пока гномы ищут в этом постылом золоте свой потерянный Аркенстон - своего потерянного Бога - будем помнить, что Аркенстон сегодня в ваших руках. Возьмите Библию, читайте Евангелие, молитесь Богу - так и засияет перед вами Живой Камень, который сделался камнем преткновения иудеев. Вот что такое - Аркенстон.

И еще вы могли заметить из пророческих слов Иисуса Христа, что приход иудеев к Богу, то есть к Иисусу Христу, принятие ими Иисуса Христа - и станет моментом наступления Царства Божия и обретения бессмертия людьми. Поэтому, вы вместо того, чтобы ревновать иудеям за их сидение на золоте, указали бы им, деликатно, как я - о том великом Сокровище, которое они потеряли и не видят - об Иисусе Христе. Потому что, хотим мы того или нет, но наше будущее очень даже зависит от иудеев. Но об этом я уже говорил и надеюсь еще поговорить в отдельной публикации.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:
"Открытая Семинария",
"Открытое Будущее",
"Открытая Библия",
"Открытая Церковь".
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.