Самолеты-разведчики доставляли немало хлопот системе ПВО страны. Когда служил в Средней Азии, там этой проблема не было. С юга Афганистан, Китай, через Каспийское море Иран. Но ВВС этих стран воздушной разведкой не баловались от слова «совсем».
Другое дело Дальний Восток, Камчатка в частности…
После Душанбе (Таджикистан) в 1982 г. попал в Петропавловск-Камчатский, в 6-ю Курильскую дивизию ПВО 60-й радиотехнический полк 456 радиотехнический батальон, КП которого располагался почти в центре города на Сапун-горе. Сапун-гора – это и улица, и гора (сопка). Вот на этой горе и располагался КП батальона, там же находился КП 191-й зенитной ракетной бригады. Служил я тогда (1982-1983г.г.) в должности оперативного дежурного ртб. Жил с женой и маленьким сыном на территории части, в ЦУБике – Цельнометаллическом (или Цилиндрическом) Унифицированном Блоке.
Что делать, офицерское жилье в те годы – отдельная тема.
О службе. Через два на три – круглосуточные дежурства, иногда через сутки. Частенько батальон приводили в готовность №1, а это значит, если не дежуришь, то прибываешь на КП и включаешься в боевую работу: обрабатываешь поступающую от подчиненных рот радиолокационную информацию, руководишь расчетами РЛС, иногда сам садишься за индикатор и выдаешь за планшет данные по той или иной цели (целях). Этот батальон еще не познал счастья автоматизации.
Ну, а по какому поводу объявлялась готовность №1? Знающие люди ответят:
- нарушитель режима полетов (очень-очень редко);
- литерный борт, это когда летит какая-нибудь шишка (очень редко, в Подмосковье, наверно, очень часто);
- контрольные цели, т.е. цели – имитирующие противника (это случалось частенько);
- иностранный самолет-разведчик опасно приблизился к Государственной границе (очень-очень часто).
Поэтому день или ночь, когда RS-135 или P-3A «Орион» обходили нас своим вниманием, считался праздником.
Думаю, многим известно, что в 80-е года руководством страны с подачи начальника Генерального штаба маршала Огаркова была затеяна глобальная перестройка система противовоздушной обороны страны, которая впоследствии привела к весьма плачевным результатам. Полеты американцев над курильским островом Зеленый, корейский Боинг, Руст – это наиболее «впечатляющие» результаты развала стройной, отлаженной и, я бы сказал, красивой системы ПВО, созданной в 60-е - 70-е годы под руководством Павла Федоровича Батицкого.
Да, я считаю, что, хотя в 1983 г. мы и завалили KAL 007, тем не менее – эта история - наглядное проявление слабости структуры ПВО, существовавшей на тот момент. Недаром ходила среди офицеров невеселая шутка: ни одна инспекция Министерства обороны не выявила столько недостатков, сколько выявила одна инспекция Рейгана».
Но о «Боинге» я обязательно расскажу в другой части.
Так вот о разведчиках. Американцев всегда интересовали наши приграничные районы, а уж район Петропавловска-Камчатского, Авачинская бухта были особо лакомыми кусочками. Еще бы! Крупнейшая на Тихоокеанском флоте база атомных ракетоносцев, дивизия ПВО, имеющая в своем составе зенитную ракетную бригаду полного состава, т.е вооруженную ЗРК С-200, С-75 и С-125. 865 ИАП. Камчатская флотилия. Да много еще чего интересного было сосредоточено в этом районе.
RC-135 – стратегический разведчик, создан на базе KC-135 - самолета-заправщика. А общий их предок - коммерческий лайнер “Boeing-707”.
Специализация - радио-, радиотехническая, электронная и фоторазведка. Летает себе потихоньку вдоль границы и снимает данные о работающих РЛС, станций наведения ракет, бортовых прицелов летательных аппаратов ВВС, сеансах радиосвязи, переговоры по проводным каналам связи, словом, обо всех электромагнитных колебаниях, возникающих в радиусе 300-400 км вокруг него. А чтобы накалить обстановку и, соответственно, заставить противника (нас) привести дежурные силы в готовность №1, он иногда летел курсом в сторону границы, мол, «сейчас я ее нарушу». И тогда включались дополнителные РЛС, СНР, поднималась в воздух дежурная пара истребителей. В 80-е это стало случаться гораздо чаще. Причина – см. выше, деяния Огаркова.
Р-3 «Орион» - базовый патрульный самолет ВМС США, создан на базе L-188 “Elektra” фирмы «Локхид».
Основное предназначение - патрулирование районов вероятной активности подводных лодок противника, их обнаружение, сопровождение, съем акустических характеристик, при необходимости – уничтожение. Имеет на вооружении самонаводящиеся торпеды, глубинные бомбы, может нести ядерное (!) оружие. Двигатели турбовинтовые, 4 штуки. Так он, гад, мог, если нагрузка позволяла, один или два двигателя глушить над районом патрулирования. За счет этого экономилось топливо и, соответственно, продолжительность полета возрастала до 17 часов.
И, наконец, SR-71, самый скоростной и высоко летающий на то время самолет в мире.
Вот его некоторые характеристики:
- максимальная скорость 3500 км/ч
- потолок 26000 м
- максимальная дальность 5200 км
- радиус действия 2000 км
Сразу после после взлета и набора высоты в 8000 – 10000 м SR-71 осуществлял дозаправку топливом от самолета-заправщика КС-135, и эта операция значительно повышала его возможности по дальности (радиусу действия).
Этот самолет осуществлял радио-, радиотехническую и фоторазведку.
На дальневосточном ТВД (театре военных действий) SR-71 базировались на авиабазах ВВС США Элмендорф (Анкоридж) на Аляске и Кадена о. Окинава (Япония).
Как правило, о предстоящем вылете SR-71 на командных пунктах ПВО становилось известно заранее. Службы радиоперехвата работали очень хорошо. Представьте себе картину: супостата готовят к вылету. Один техник сидит в кабине самолета, а другой находится на бетоне рядом с самолетом. Переговариваются между собой они через носимые радиостанции (уоки-токи). Ну, а у наших - ушки на макушке. По итогам радиоперехвата незамедлительно делаются выводы, и все части и подразделения ПВО округа приводятся в готовность №1.
Летали СРы нечасто, как правило, из Кадены на Элмендорф, а через пару-тройку суток обратно. Видимо, таким образом происходила смена экипажей. Каждый полет обходился в 8 миллионов тех еще долларов.
Но однажды…
Только сменился с дежурства, прилег поспать, объявляется готовность №1.
Прибываю на КП, командир батальона уже на месте, возглавляет полный боевой расчет.
И тишина… В смысле никакой особо напряженной воздушной обстановки не наблюдается. Летают рейсовые, ведомственные по заявкам, словом, обычная ежедневная рутина. Сидим ждем. Наконец, с КП полка уточняют: «Ждем эсэр семьдесят первый с юга». А через пару минут на планшете ОВО (общей воздушной обстановки) в районе о.Хоккайдо появляются … две цели с боевыми номерами!!! Впервые я видел (на планшетах и индикаторе кругового обзора - ИКО) полет одновременно двух SR-71!
Красиво шли, сволочи! На высоте 24500 м, со скоростью 3300. Четко, на минимальном расстоянии от линии госграницы, строго следуя всем ее изгибам. Самолет оборудован автоматической астроинерционной навигационной системой, позволяющей ориентироваться по звездам даже днем и точно следовать заданному маршруту. Один сделал круг в Охотском море, вдоль всего побережья и вернулся на Кадену, а второй прошел вдоль восточного побережья Камчатки и на севере ушел на Элмендорф.
И противопоставить мы им ничего не могли. С-75 не мог достать его по дальности, С-200 - по скорости. Cу-15ТМ-98м с его вооружением также не мог противостоять "Блэк Берду" ни по высоте, ни по скорости...
И только когда дальневосточные авиаполки перевооружили на МиГ-31 полеты SR-71 в этом регионе прекратились.
Попили в тот день штатовцы кровушки у советских воинов.
Читайте также:
“Ни одна из инспекций Министерства обороны не выявила столько недостатков, сколько выявила одна “инспекция” Президента США”.
Молдаванин-трезвенник