Найти в Дзене
Коловоз

Руины Ангкора

Интересовались ли вы когда-то историей Юго-Восточной Азии, того самого Индокитая, названного так за сочетание культурных влияний двух великих цивилизаций? Сегодня я напишу про Камбоджу - страну ныне малозначительную даже в масштабе региона, а когда-то являвшуюся великой державой, сопоставимой с империей Карла Великого.

Храмовый комплекс Ангкор-Ват
Храмовый комплекс Ангкор-Ват

Писанная история этой страны начинается примерно одновременно с писанной историей Руси-в IX веке.
И, как и с русском случае, все началось не с пустого места. Не вдаваясь в глубины истории, когда в III-II тысячелетиях нашей эры монголоидные племена, говорившие на языках аустроазиатской и аустронезийской семей, заселили Юго-Восточную Азию, принеся туда сельское хозяйство и металлургию; можно сказать, что катализатором развития цивилизации там стала Индия, торговцы из которой в первые века нашей эры проникли как в континентальную, так и в островную части региона. Почва для восприятия импортных идей оказалась крайне подходящей. Тем более как раз в это время очередной виток китайской экспансии в южном направлении привела к очередной волен миграции племен с нынешней южнокитайской территории на юг. Интересно, что хотя индуизм и не является в принципе прозелитической религией, но в условиях становления государственности индийские идеи, религии и письменности впитывались местными народами. как губка. И хотя ныне индуизм сохраняют тут (помимо колониальных времен индийских мигрантов) лишь небольшие этносы балийцев в Индонезии и чамов во Вьетнаме, но в IX-X веках был период, когда практически вся ЮВА была индуистской. От южноиндийской письменносьти брахми произошли письменности, поныне используемые в Тайланде, Мьянме, Камбодже, Лаосе, а также использовавшиеся в средние века в нынешних Малайзии, Индонезии и Филиппинах (в тех местах, где вообще использовалась письмо). Грандиозные комплексы Боробудур на Яве и Ангкор-Ват в Камбодже-это индуистские храмы, построенные по индийским образцам навроде тамильского Шрирангама. Этот грандиозный культурный трансфер, первый этап котрого пришелся на I-III века нашей эры, а основной- на VII-IX, можно сравнить с переносом наследия ромеев на Русь в X-XII веках. Исключение составлял только Вьетнам (который тогда назывался наоборот-Намвьет, и занимал лишь крайний север нынешнего Вьетнама и сопредельные территории Китая), который развивался в зависимости от северного соседа и под его сильнейшим культурным влиянием-даже буддизм, хоть он родом из Индии, пришел к вьетам через Китай. Правящие кланы объявлялись кшатрийскими; жреческие-браминскими. Неприкасаемых вроде бы не было, но основная масса населения оказалась в положении гораздо худшем, чем шудры в Индии. Вообще это очень интересный и поучительный момент-при перенесении одной социально-идеологической системы на новую почву. Если в Индии изначально существовала система сдержек и противовесов, весьма ограничивавшая всевластие монархов и произвол высших каст, то выборочный перенос элементов организации общества в другую расовую и географическую реальность неизбежно оказался выборочным. В результате империя Камбуджадеша, построенная Джаяварманом II (802-850) и Индраварманом I (877-889) стала одним из наиболее завершенных примеров тирании в мире, одной из немногих держав, в которой реально воплотились представления эллинов об азиатской деспотии. Правитель осмысливался как дэвараджа, то есть богоцарь, и чакравартин-завоеватель мира. Подданные-"пыль на его ногах". Основу экономики составляли орошаемые рисовые поля в центральной области государства (примерно на границе современных Камбоджи и Таиланда), где возникла столица Яшодхарапура, а по соседству несколько поколений чакравартинов, начиная с Сурьявармана I (1113-1150) воздвигали грандиозный храмовый комплекс Ангкор-Ват.

Границы империи в период расцвета (около 900г.)
Границы империи в период расцвета (около 900г.)

Расчистка земли от джунглей и рытье каналов и прудов производились силами крестьян, отрабатывавших трудовую повинность во исполнение религиозного долга перед девараджей. Яшодхарапура была огромным городом, возможно крупнейшим в своем время в мире-основным его населением были чиновники, гвардейцы, слуги и ремесленники имперского двора. При этом провинциальных городов было мало, и уровень урбанизации в сравнении с Индией или Китаем был низок.
Однако, достигнув максимального величия при Джаявармане VII (1178-1218), распространившим буддизм, империя стала клонится к упадку. Чрезмерное орошение рисовых полей стало приводить к деградации почв, а разрастание двора и чиновничества- к ожесточенной борьбе фракций.
По удивительной иронии истории, роль могильщика деспотической империи сыграл народ, самоназвание которого означает "свободные"-таи.
В XII-XIII века рост cначала тангутской и чжурчженьской, а после 1207г. -уничтожившей их монгольской империи вызвал очередную волну миграций народов нынешней Юньнани на юг и запад. В 1227г. тайский князь Сукопхаи с 9 тысячами воинов перевалил через горы и, дойдя до среднего течения Брахмапутры захватил крайний восток тогдашней Индии- Камарупу, и основал царство Ахом, или Ассам (известный ныне своим чаем), где его воины стали кшатриями.

Сукопхаи
Сукопхаи

До сих пор ахом-таи, давно перешедшие на индоарийский ассамский язык (впрочем, с 1980-х Таиланд спонсирует изучение ими тайского языка), но сохранившие монголоидную внешность, до сих пор составляют политическую элиту индийского штата Ассам.
Но в нашем контексте интереснее южное направление. Туда тайские кланы стали переселятся, пользуясь ослаблением внимания кхмерской империи к своим северным окраинам на фоне ожесточенных войн с восточным соседом-Чампой (нынешний Центральный Вьетнам) начиная с 1180-х гг. В 1237г.-как раз когда Бату-хан пришел на Русь- уходящие от натиска монголов тайские вожди захватили населенное народностью монов вассальное царство Лаво, и основали там свое государство-Сукхотаи. Общество "свободных" было организовано на основе племенного принципа. Князь-чао, считался защитником земли и народа-мыанга. Основу экономики составляла большая семья, которая самостоятельно расчищала и пахала землю. Здесь не было нужды в грандиозных каналах и водохранилищах. Идеологией тайских княжеств стал буддизм тхаревады, открывавший для общества намного более высокую степень свободы, чем индо-буддистский комплекс Камбуджадеши. Варвары-"свободные" быстро теснили одряхлевшую империю, отняв у неё почти всю территорию современного Таиланда. Около 1340г. войска Сукхотаи сожгли Ангкорват. На этом имперский период истории Камбоджи закончился. Много позже, уже в конце XVII-начале XVIII века тюа (военные правители типа сегуна при номинальном общевьетнамском императоре) Южного Вьетнама из династии Чинь захватили у кхмеров территорию крайнего юга нынешнего Вьетнама (Чампа, доставившая столько неприятностей Камбуджадеше, была захвачена вьетнамцами еще в XV веке-и именно на её былых землях происходили наиболее ожесточенные сражения Вьетнамской войны американцев). В 1351г. возникло царство Аюттия-непосредственный предшественник современного тайского королевства. Его идеология, как и идеология уцелевшего на остатках коренных земель кхмерского королевста, сложившаяся на старозаселенных монских и кхмерских землях, представляла собой микс тайских и кхмерских представлений. Правитель считался дэвараджей-но не имел и близко той власти, которой располагали богоцари Камбуджадеши. Уровень централизации власти и ресурсов был на порядок ниже, а автономия сельской общины и семьи достаточно высока.
Трудно сказать, насколько бытовавшие в среде кхмерского крестьянства смутные предания о золотом веке Камбуджадеши сыграли свою роль в пароксизмах красных кхмеров-номинально их идеология представляла собой примитивный национал-большевизм, точнее микс вульгарной марксистской политэкономии со звериной ненавистью к вьетнамцам, тайцам, китайцам и чамам. Однако рассмотреть их гекатомбную систему аграризации и коммунализации экономики и общества как поптыку возродить древнее величие было бы весьма заманчиво. Точнее это сделать мешает ограниченность сведений о структуре имперского кхмерского общества.