Найти тему
Грибанов Роман

Сергей Лукашин. Приготовьтесь, будет весело

Легенда русского панка - Сергей Лукашин
Легенда русского панка - Сергей Лукашин

Любителям отечественного рок-н-ролла поэт, режиссер и артист Сергей Лукашин известен как участник легенды русского панк-рока - группы «Водопады имени Вахтанга Кикабидзе». В конце 80-х этот коллектив входил в Свердловский рок-клуб и был известен на весь СССР. В следующее десятилетие Лукашин переезжает в Челябинск и становится автором первого мюзикла, поставленного на челябинской сцене. Слова для него сочинил Сергей Николаевич, а музыка, хотя и в оригинальной аранжировке, принадлежала не местному композитору, а парням из Ливерпуля. Удивительный музыкальный спектакль «Винни-Пух и Новый год» был поставлен в 2008 году по мотивам вечнозеленых мелодий The Beatles. А литературной основой для лукашинских сценарных фантазий послужило также английское произведение – книга Александра Милна про смешного медвежонка и его друзей.

- Со временем у любого художника внутри рождается желание как-то отблагодарить тех личностей, которые его как художника сформировали, - говорит Сергей Лукашин. - Я саркастический сатирик, на меня в этом плане большое влияние оказал Ярослав Гашек, написавший роман про Швейка – настоящего славянского Дон Кихота. Как-то я проходил мимо челябинской мэрии и увидел там табличку памяти Гашека, в годы Гражданской войны чех бывал в нашем городе. Сходил в цветочный киоск, купил гвоздики, положил их возле таблички. А еще на меня очень повлияли Beatles, и англичанам я отдал дань уважения с помощью своего шоу на их музыку.

Все началось с того, что профком Челябинского электрометаллургического комбината предложил Сергею Лукашину сочинить сценарий для новогоднего утренника, на котором должны были веселиться дети сотрудников ЧЭМК. Однако Лукашин умел мыслить масштабно и заражать идеями окружавших его людей. Хитрый режиссер уговорил металлургов сделать на базе их ДК постановку полноценного мюзикла и каким-то чудом даже смог выбить под это финансирование в сумме 263 тысяч рублей. Которые тут же были потрачены на пошив более 30 костюмов (режиссер не мелочился в количестве персонажей), создание декораций (облезлую сцену ДК ЧЭМК нужно было преобразить до неузнаваемости) и запись фонограммы на студии (труд звукорежиссера плюс гонорары привлеченным звездам). Закипела работа в детских театральных студиях. Выделенные деньги тут же кончились. Но авантюрист Лукашин влез в долги, запустил рекламу «Винни-Пуха» на челябинском телевидении, надеясь на будущих аншлагах и сборах вернуть все и, может быть, даже заработать.

Тот самый битловско-лукашинский мюзикл

- Я был уверен в успехе, наивно думая: ну, как можно не прийти на Beatles? – объясняет Лукашин. - Я подсчитал, что если удастся собирать даже по половине зала, все равно будем в плюсе. Первый спектакль, как и обещали, отыграли для детей рабочих ЧЭМК, результат - аншлаг и восторги приглашенной прессы. Играем второй день уже для обычных челябинцев – семь человек в зале. А только за аренду я плачу по 47 тысяч за день. Потом стало еще хуже, ЧЭМК вообще отказался приводить своих ребятишек на этот мюзикл по причине грянувшей эпидемии гриппа. Это был крах!

В течение трех следующих лет Сергей Николаевич из личных средств рассчитывался с долгами. Но несмотря на то, что мюзикл провалился в плане финансов, к творчеству Лукашина претензий не было – лишь сплошное восхищение публики и музыковедов. Еще бы, ведь вокальные партии в «Винни-Пухе» исполнили крутейшие певицы из проектов «DV-шоу» и «Маков цвет», на пределе эмоций выложились в студии «ариэлевцы» Борис Каплун и Ростислав Гепп, классно спел Владимир Клинов из группы «Ливерпуль». Покидавшие зал донельзя довольные зрители в очередь выстраивались за диском, на котором была записана фонограмма мюзикла. Челябинский оператор Дмитрий Малый профессионально снял спектакль на видео. Через несколько лет эту видеоверсию «Винни-Пуха» увидел директор златоустовского ДК «Металлург» Сергей Чечеткин. И немедленно позвонил Лукашину с требованием: такой потрясающий материал не должен пропадать, не нравится Челябинску – поставим в Златоусте. На шести представлениях для жителей горного города огромный зал главного златоустовского Дворца культуры был забит до отказа. То есть триумф состоялся – хоть малоизвестный, но долгожданный.

ВСЕ ТАТАРЫ, КРОМЕ Я!

В 80-х годах Сергей Лукашин был очень хорошо известен в рок-н-ролльной среде всего СССР. Ценители тонкого юмора и хорошей музыки знали его как участника и главного текстовика панк-фолк-рок-группы «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе», географически базирующейся в городе Верхотурье Свердловской области. Ансамбль с триумфом распространял свои угарнейшие альбомы по Союзу, в любви к «Водопаду» признавались от Таллина до Владивостока. Коллектив ездил на гастроли в Москву и с огромным успехом выступал на мероприятиях родного в общем-то Свердловского рок-клуба.

- Но тут моя жена, бывшая в Верхотурье директором районного Дома культуры, где числился худруком и я, вдруг объявляет о скором переезде нашей семьи в Челябинск, точнее, в поселок Кременкуль, - вспоминает Лукашин. – Я прихожу с рыбалки, и меня вот так вот ставят перед фактом. Валентина крутющая была женщина, и я ее понимаю: она в жизни никогда не ходила по асфальту, а тут развитый поселок в пяти минутах от мегаполиса. И со Свердловским рок-клубом я простился.

Творческий человек везде найдет применение своим силам. В Кременкуле Лукашин встречается со своим однокашником по институту культуры Геннадием Зыковым, известным исполнителем русских народных песен. Друзья поездили по уральским полям в составе агитбригад, попели частушки, а потом, заручившись поддержкой директора совхоза «Митрофановский» Владимира Котова, создали ансамбль «Митрофановна». Зыков под влиянием признанного уже мастера Лукашина начал писать лирику, экс-верхотурец разбавлял ее фолк-роком с совершенно хулиганскими текстами. Дважды в Кременкуль в гости к «Митрофановне» приезжал снимать свою знаменитую телепрограмму «Играй, гармонь» Геннадий Заволокин. Ансамбль выезжает на гастроли в Москву, где укладывает в хохот весь зал частушкой «Что ты делал 19-го после путча?» и задорной лукашинской песней «Все татары, кроме ты».

Лукашинский суперхит в исполнении "Митрофановны"

- Зыков «Татар» вначале не хотел петь, шепотом произнося модное слово «нетолерантно», - смеется Лукашин. – Долго сомневался и, наконец, решился исполнить эту вещь на концерте в Аше, «Митрофановна» там выступала на каком-то городском празднике. Гена с друзьями грянул «Все татары, кроме ты», и весь, честное слово, весь заполненный народом стадион принялся танцевать и аплодировать, была просто сумасшедшая отдача от зрителей. С тех пор ансамбль включил этот хит в свой постоянный репертуар.

Местные народники с Лукашина свои висты получили, пришел черед местных рокеров понять, как им повезло, что Валентине понравился в Кременкуле асфальт. Участника легендарного «Водопада» приглашают выступить в клубах «Минотавр» и «Сизая Черепаха», зовут на всевозможные рок-фестивали, часто проводившиеся в Челябинске в 90-е годы. Прошлая группа осталась в Верхотурье, и уже как полноправный южноуралец Лукашин формирует новый коллектив, названный им «Джо, Коккер и Спаниэль». Появляется клавишник, потом гитарист, Лукашин встает к микрофону и сочиняет несколько песен. Естественно, сатирических. Одна из которых с провокационными строчками «лучше быть голубым, чем красно-коричневым» заставляет смеяться и хлопать зрителей, пришедших поглазеть на парня из «того самого «Водопада». Отсмеялись… И тут Лукашин врезал сумасшедший по накалу антинаркотический блюз «Рок-н-ролл не терпит убогих», с предельно жестким текстом, крутыми риффами и порванными от злости и безысходности нервами. После исполнения композиции в зале повисла просто гробовая тишина, никто не представлял, что «хохмач из Верхотурья» может быть таким злым, резким и честным.

И все же Сергею Николаевичу больше удавались песни, где можно было посмеяться. Огромным успехом среди челябинских неформалов 90-х пользовался его хит со следующим содержанием:

Кончается Sunday, tomorrow Monday.

Маманя базарит: go to work!

Go to factory of bicycles

Go to work, сынок.

I fuck factory of bicycles

I capital love collective farm

I need you, I want you, I love you, collective farm

Да что там неформалы, лукашинскую «Collective farm» с удовольствием исполнял дуэт авторской песни «Седьмая бригада» Олега Степанова и Виталия Казарцева. Однажды эта песня звучала в аудитории, на 100 процентов состоявшей из европейцев: испанцев, шведов, австрийцев. Они катались по полу от смеха.

КРЕМЕНКУЛЬ ПРОТИВ «ЛАСКОВОГО МАЯ»

Сергей Лукпшин на съемках клипа "Наш Челябинск"
Сергей Лукпшин на съемках клипа "Наш Челябинск"

Вы загибаете пальцы, считая артистов совершенно разных жанров, которые брали сочиненные Сергеем Лукашиным песни в свой репертуар? Народники - раз, рок-н-ролльщики – два, барды – три. Еще за один палец возьмитесь: Лукашин ударяется в поп-музыку и примеряет на себя роль сонграйтера и продюсера. Оказывается, лавры «Ласкового мая» не давали человеку покоя.

- В начале 90-х русский рок был нокаутирован песней Юры Шатунова «И снова седая ночь», - иронизирует Лукашин. – И лет пять после выхода этой вещи никто из рокеров никто даже не покушался на стадионы. Это было немножко обидно, поэтому с подростками из Кременкуля, ровесниками Шатунова, мы решили создать группу альтернативного попса. Хотели доказать, что отечественная поп-музыка может быть не только сопливой, но и веселой.

С юными кременкульскими талантами Сергей Николаевич познакомился в поселковом ДК, где деревенские мальчишки и девчонки пытались что-то играть на допотопных страшных советских гитарах и барабанах с порванным пластиком. Лукашин организовал молодежь, увлек идеей прославиться и для начала придумал русскоязычный кавер с оригинальной аранжировкой на старинную вещицу ансамбля The Searchers – «На улице весна». Затем пошел исключительно свой материал, сочиняемый по чукотскому принципу «что вижу, то пою». Ребята как раз проходили в школе Пушкина, и богатый чувством юмора режиссер на актуальную тему взаимоотношений Онегина и Татьяны пишет два любовных блюза - «Козел» и «Ответ». По телевизору вещал Кашпировский – сделал песенку про него. Экстрасенса в зомбоящике сменил министр обороны – маршалу тоже посвятили саркастическую хулиганскую песню (Лукашин был отъявленным пацифистом). В итоге материала набралось на 40 минут. Основной вокалисткой стала 14-летняя девчонка Таня Снегирь, голосистая и симпатичная, поэтому решено было «альтернативный поп-проект» окрестить просто – «Снегири». Худо-бедно записались, и демо-кассета была отправлена нахальным Лукашиным на Первый канал, редактору музыкальной передачи «Чертово колесо» Наталье Грешищевой. И москвичи вызывают деревенский коллектив в Останкино для участия в съемках новой программы. Ошалевшие от такой удачи «Снегири» пожаловались на отсутствие профессиональной фонограммы, и Первый канал предоставил для ее записи фирменную тон-студию. Ей-богу, Лукашин умеет разворачивать к себе Фортуну правильным местом.

- Я вызвал из Верхотурьяна помощь знакомого по игре в «Водопаде» клавишника Валерия Пахалуева, который умудрился где-то достать суперсовременный синтезатор, - рассказывает Лукашин. – И с его помощью за семь смен в первом тон-ателье Останкино мы со «Снегирями» зафиксировали маленький концептуальный альбомчик. Который сводил Сева Движков – известнейший звукорежиссер Первого канала. Помню, идем по длинному коридору Останкино сразу после записи альбома, в руках – горячее демо, а навстречу нам - Вова Марочкин, популярнейший московский музыкальный журналист. Мы, конечно, медиазвезде хвастаемся: «Вот, только что альбом свели». И Володя немедленно отводит нас в студию радио «Маяк», где в прямом эфире тут же включает «Посвящение министру обороны», и голос простой девчонки из Кременкуля Таньки Снегирь разносится на всю страну.

Сергей Лукашин в студии
Сергей Лукашин в студии

Все же Сергей Лукашин не стал Сергеем Кузнецовым, и повторить успех сирот из Оренбурга их ровесники из Кременкуля не смогли. Под руководством олдового рокера у них получалась танцевальная музыка, которая… не танцевалась. Выстроенные воздушные замки рухнули и попс-альтернативные «Снегири» разлетелись кто куда. Таня Снегирь сейчас работает на фабрике тортов, пацаны - один моряком на Тихий океан, второй подался в милицию, третий – в другое совершенно не музыкальное место.

А Лукашин? В нулевые, несмотря на относительный неуспех своего битловского мюзикла про Винни-Пуха, он был одним из самых востребованных режиссеров Челябинска. Дни города, крупные заводские праздники - ни одно знаковое массовое мероприятие не обходилось без Сергея Николаевича. Плюс талантливый человек увлекся театром. В институте культуры со студентами Лукашин ставит десятки представлений, среди них мюзикл «Вокруг да около Шекспира» на американскую музыку 50-х, музыкальный спектакль «Особенности национального БГ» с музыкой «Аквариума», соответственно. А потом, раз, и новое увлечение – блатная песня. Сергей Николаевич опять же в родном Кременкуле создает группу ироничного шансона «Никифор», с которой пытается исполнять «русский шансон с человеческим лицом». И вынашивает мысль в 2019 году записать сольный альбом. Или два. Или три!

Свежий рок-н-ролл от Мастера. Лукашин и хор преподавателей Челябинского института культуры

– Хочу как-то отметиться в этом мире – увековечить, так сказать, собственное творчество, - усмехается Лукашин. – Материала-то прилично, можно развести лирику и стеб по разным альбомам или все объединить. Должно получиться весело!