Любителям отечественного рок-н-ролла поэт, режиссер и артист Сергей Лукашин известен как участник легенды русского панк-рока - группы «Водопады имени Вахтанга Кикабидзе». В конце 80-х этот коллектив входил в Свердловский рок-клуб и был известен на весь СССР. В следующее десятилетие Лукашин переезжает в Челябинск и становится автором первого мюзикла, поставленного на челябинской сцене. Слова для него сочинил Сергей Николаевич, а музыка, хотя и в оригинальной аранжировке, принадлежала не местному композитору, а парням из Ливерпуля. Удивительный музыкальный спектакль «Винни-Пух и Новый год» был поставлен в 2008 году по мотивам вечнозеленых мелодий The Beatles. А литературной основой для лукашинских сценарных фантазий послужило также английское произведение – книга Александра Милна про смешного медвежонка и его друзей.
- Со временем у любого художника внутри рождается желание как-то отблагодарить тех личностей, которые его как художника сформировали, - говорит Сергей Лукашин. - Я саркастический сатирик, на меня в этом плане большое влияние оказал Ярослав Гашек, написавший роман про Швейка – настоящего славянского Дон Кихота. Как-то я проходил мимо челябинской мэрии и увидел там табличку памяти Гашека, в годы Гражданской войны чех бывал в нашем городе. Сходил в цветочный киоск, купил гвоздики, положил их возле таблички. А еще на меня очень повлияли Beatles, и англичанам я отдал дань уважения с помощью своего шоу на их музыку.
Все началось с того, что профком Челябинского электрометаллургического комбината предложил Сергею Лукашину сочинить сценарий для новогоднего утренника, на котором должны были веселиться дети сотрудников ЧЭМК. Однако Лукашин умел мыслить масштабно и заражать идеями окружавших его людей. Хитрый режиссер уговорил металлургов сделать на базе их ДК постановку полноценного мюзикла и каким-то чудом даже смог выбить под это финансирование в сумме 263 тысяч рублей. Которые тут же были потрачены на пошив более 30 костюмов (режиссер не мелочился в количестве персонажей), создание декораций (облезлую сцену ДК ЧЭМК нужно было преобразить до неузнаваемости) и запись фонограммы на студии (труд звукорежиссера плюс гонорары привлеченным звездам). Закипела работа в детских театральных студиях. Выделенные деньги тут же кончились. Но авантюрист Лукашин влез в долги, запустил рекламу «Винни-Пуха» на челябинском телевидении, надеясь на будущих аншлагах и сборах вернуть все и, может быть, даже заработать.
Тот самый битловско-лукашинский мюзикл
- Я был уверен в успехе, наивно думая: ну, как можно не прийти на Beatles? – объясняет Лукашин. - Я подсчитал, что если удастся собирать даже по половине зала, все равно будем в плюсе. Первый спектакль, как и обещали, отыграли для детей рабочих ЧЭМК, результат - аншлаг и восторги приглашенной прессы. Играем второй день уже для обычных челябинцев – семь человек в зале. А только за аренду я плачу по 47 тысяч за день. Потом стало еще хуже, ЧЭМК вообще отказался приводить своих ребятишек на этот мюзикл по причине грянувшей эпидемии гриппа. Это был крах!
В течение трех следующих лет Сергей Николаевич из личных средств рассчитывался с долгами. Но несмотря на то, что мюзикл провалился в плане финансов, к творчеству Лукашина претензий не было – лишь сплошное восхищение публики и музыковедов. Еще бы, ведь вокальные партии в «Винни-Пухе» исполнили крутейшие певицы из проектов «DV-шоу» и «Маков цвет», на пределе эмоций выложились в студии «ариэлевцы» Борис Каплун и Ростислав Гепп, классно спел Владимир Клинов из группы «Ливерпуль». Покидавшие зал донельзя довольные зрители в очередь выстраивались за диском, на котором была записана фонограмма мюзикла. Челябинский оператор Дмитрий Малый профессионально снял спектакль на видео. Через несколько лет эту видеоверсию «Винни-Пуха» увидел директор златоустовского ДК «Металлург» Сергей Чечеткин. И немедленно позвонил Лукашину с требованием: такой потрясающий материал не должен пропадать, не нравится Челябинску – поставим в Златоусте. На шести представлениях для жителей горного города огромный зал главного златоустовского Дворца культуры был забит до отказа. То есть триумф состоялся – хоть малоизвестный, но долгожданный.
ВСЕ ТАТАРЫ, КРОМЕ Я!
В 80-х годах Сергей Лукашин был очень хорошо известен в рок-н-ролльной среде всего СССР. Ценители тонкого юмора и хорошей музыки знали его как участника и главного текстовика панк-фолк-рок-группы «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе», географически базирующейся в городе Верхотурье Свердловской области. Ансамбль с триумфом распространял свои угарнейшие альбомы по Союзу, в любви к «Водопаду» признавались от Таллина до Владивостока. Коллектив ездил на гастроли в Москву и с огромным успехом выступал на мероприятиях родного в общем-то Свердловского рок-клуба.
- Но тут моя жена, бывшая в Верхотурье директором районного Дома культуры, где числился худруком и я, вдруг объявляет о скором переезде нашей семьи в Челябинск, точнее, в поселок Кременкуль, - вспоминает Лукашин. – Я прихожу с рыбалки, и меня вот так вот ставят перед фактом. Валентина крутющая была женщина, и я ее понимаю: она в жизни никогда не ходила по асфальту, а тут развитый поселок в пяти минутах от мегаполиса. И со Свердловским рок-клубом я простился.
Творческий человек везде найдет применение своим силам. В Кременкуле Лукашин встречается со своим однокашником по институту культуры Геннадием Зыковым, известным исполнителем русских народных песен. Друзья поездили по уральским полям в составе агитбригад, попели частушки, а потом, заручившись поддержкой директора совхоза «Митрофановский» Владимира Котова, создали ансамбль «Митрофановна». Зыков под влиянием признанного уже мастера Лукашина начал писать лирику, экс-верхотурец разбавлял ее фолк-роком с совершенно хулиганскими текстами. Дважды в Кременкуль в гости к «Митрофановне» приезжал снимать свою знаменитую телепрограмму «Играй, гармонь» Геннадий Заволокин. Ансамбль выезжает на гастроли в Москву, где укладывает в хохот весь зал частушкой «Что ты делал 19-го после путча?» и задорной лукашинской песней «Все татары, кроме ты».
Лукашинский суперхит в исполнении "Митрофановны"
- Зыков «Татар» вначале не хотел петь, шепотом произнося модное слово «нетолерантно», - смеется Лукашин. – Долго сомневался и, наконец, решился исполнить эту вещь на концерте в Аше, «Митрофановна» там выступала на каком-то городском празднике. Гена с друзьями грянул «Все татары, кроме ты», и весь, честное слово, весь заполненный народом стадион принялся танцевать и аплодировать, была просто сумасшедшая отдача от зрителей. С тех пор ансамбль включил этот хит в свой постоянный репертуар.
Местные народники с Лукашина свои висты получили, пришел черед местных рокеров понять, как им повезло, что Валентине понравился в Кременкуле асфальт. Участника легендарного «Водопада» приглашают выступить в клубах «Минотавр» и «Сизая Черепаха», зовут на всевозможные рок-фестивали, часто проводившиеся в Челябинске в 90-е годы. Прошлая группа осталась в Верхотурье, и уже как полноправный южноуралец Лукашин формирует новый коллектив, названный им «Джо, Коккер и Спаниэль». Появляется клавишник, потом гитарист, Лукашин встает к микрофону и сочиняет несколько песен. Естественно, сатирических. Одна из которых с провокационными строчками «лучше быть голубым, чем красно-коричневым» заставляет смеяться и хлопать зрителей, пришедших поглазеть на парня из «того самого «Водопада». Отсмеялись… И тут Лукашин врезал сумасшедший по накалу антинаркотический блюз «Рок-н-ролл не терпит убогих», с предельно жестким текстом, крутыми риффами и порванными от злости и безысходности нервами. После исполнения композиции в зале повисла просто гробовая тишина, никто не представлял, что «хохмач из Верхотурья» может быть таким злым, резким и честным.
И все же Сергею Николаевичу больше удавались песни, где можно было посмеяться. Огромным успехом среди челябинских неформалов 90-х пользовался его хит со следующим содержанием:
Кончается Sunday, tomorrow Monday.
Маманя базарит: go to work!
Go to factory of bicycles
Go to work, сынок.
I fuck factory of bicycles
I capital love collective farm
I need you, I want you, I love you, collective farm
Да что там неформалы, лукашинскую «Collective farm» с удовольствием исполнял дуэт авторской песни «Седьмая бригада» Олега Степанова и Виталия Казарцева. Однажды эта песня звучала в аудитории, на 100 процентов состоявшей из европейцев: испанцев, шведов, австрийцев. Они катались по полу от смеха.
КРЕМЕНКУЛЬ ПРОТИВ «ЛАСКОВОГО МАЯ»
Вы загибаете пальцы, считая артистов совершенно разных жанров, которые брали сочиненные Сергеем Лукашиным песни в свой репертуар? Народники - раз, рок-н-ролльщики – два, барды – три. Еще за один палец возьмитесь: Лукашин ударяется в поп-музыку и примеряет на себя роль сонграйтера и продюсера. Оказывается, лавры «Ласкового мая» не давали человеку покоя.
- В начале 90-х русский рок был нокаутирован песней Юры Шатунова «И снова седая ночь», - иронизирует Лукашин. – И лет пять после выхода этой вещи никто из рокеров никто даже не покушался на стадионы. Это было немножко обидно, поэтому с подростками из Кременкуля, ровесниками Шатунова, мы решили создать группу альтернативного попса. Хотели доказать, что отечественная поп-музыка может быть не только сопливой, но и веселой.
С юными кременкульскими талантами Сергей Николаевич познакомился в поселковом ДК, где деревенские мальчишки и девчонки пытались что-то играть на допотопных страшных советских гитарах и барабанах с порванным пластиком. Лукашин организовал молодежь, увлек идеей прославиться и для начала придумал русскоязычный кавер с оригинальной аранжировкой на старинную вещицу ансамбля The Searchers – «На улице весна». Затем пошел исключительно свой материал, сочиняемый по чукотскому принципу «что вижу, то пою». Ребята как раз проходили в школе Пушкина, и богатый чувством юмора режиссер на актуальную тему взаимоотношений Онегина и Татьяны пишет два любовных блюза - «Козел» и «Ответ». По телевизору вещал Кашпировский – сделал песенку про него. Экстрасенса в зомбоящике сменил министр обороны – маршалу тоже посвятили саркастическую хулиганскую песню (Лукашин был отъявленным пацифистом). В итоге материала набралось на 40 минут. Основной вокалисткой стала 14-летняя девчонка Таня Снегирь, голосистая и симпатичная, поэтому решено было «альтернативный поп-проект» окрестить просто – «Снегири». Худо-бедно записались, и демо-кассета была отправлена нахальным Лукашиным на Первый канал, редактору музыкальной передачи «Чертово колесо» Наталье Грешищевой. И москвичи вызывают деревенский коллектив в Останкино для участия в съемках новой программы. Ошалевшие от такой удачи «Снегири» пожаловались на отсутствие профессиональной фонограммы, и Первый канал предоставил для ее записи фирменную тон-студию. Ей-богу, Лукашин умеет разворачивать к себе Фортуну правильным местом.
- Я вызвал из Верхотурьяна помощь знакомого по игре в «Водопаде» клавишника Валерия Пахалуева, который умудрился где-то достать суперсовременный синтезатор, - рассказывает Лукашин. – И с его помощью за семь смен в первом тон-ателье Останкино мы со «Снегирями» зафиксировали маленький концептуальный альбомчик. Который сводил Сева Движков – известнейший звукорежиссер Первого канала. Помню, идем по длинному коридору Останкино сразу после записи альбома, в руках – горячее демо, а навстречу нам - Вова Марочкин, популярнейший московский музыкальный журналист. Мы, конечно, медиазвезде хвастаемся: «Вот, только что альбом свели». И Володя немедленно отводит нас в студию радио «Маяк», где в прямом эфире тут же включает «Посвящение министру обороны», и голос простой девчонки из Кременкуля Таньки Снегирь разносится на всю страну.
Все же Сергей Лукашин не стал Сергеем Кузнецовым, и повторить успех сирот из Оренбурга их ровесники из Кременкуля не смогли. Под руководством олдового рокера у них получалась танцевальная музыка, которая… не танцевалась. Выстроенные воздушные замки рухнули и попс-альтернативные «Снегири» разлетелись кто куда. Таня Снегирь сейчас работает на фабрике тортов, пацаны - один моряком на Тихий океан, второй подался в милицию, третий – в другое совершенно не музыкальное место.
А Лукашин? В нулевые, несмотря на относительный неуспех своего битловского мюзикла про Винни-Пуха, он был одним из самых востребованных режиссеров Челябинска. Дни города, крупные заводские праздники - ни одно знаковое массовое мероприятие не обходилось без Сергея Николаевича. Плюс талантливый человек увлекся театром. В институте культуры со студентами Лукашин ставит десятки представлений, среди них мюзикл «Вокруг да около Шекспира» на американскую музыку 50-х, музыкальный спектакль «Особенности национального БГ» с музыкой «Аквариума», соответственно. А потом, раз, и новое увлечение – блатная песня. Сергей Николаевич опять же в родном Кременкуле создает группу ироничного шансона «Никифор», с которой пытается исполнять «русский шансон с человеческим лицом». И вынашивает мысль в 2019 году записать сольный альбом. Или два. Или три!
Свежий рок-н-ролл от Мастера. Лукашин и хор преподавателей Челябинского института культуры
– Хочу как-то отметиться в этом мире – увековечить, так сказать, собственное творчество, - усмехается Лукашин. – Материала-то прилично, можно развести лирику и стеб по разным альбомам или все объединить. Должно получиться весело!