Из воспоминаний Маслова И.В.
В войну воевал, положенную работу делал. Станцию Барут недалеко от Берлина мы не захватывали. Со своей группой вошли, устроили фрицам концерт по нашим заявкам. Взводом в тот момент мы бы станцию не смогли удержать, да и приказа не было. Осуществили прорыв в Цоссенском укрепленном р-не. 20.04.1945 г. До станции без столкновений прошли порядка 30 км.
Входим на станцию, остановился эшелон. Даже подумал наши, но сразу сообразил, какие здесь наши, колея иная, не такая как у нас. Сразу вдарили по составу. Там пехота! Долго мы ее молотили, массу фрицев уничтожили. Много там положили... Словно смерть там с косой побывала... Сотни тел кругом... Недалеко на открытых платформах 8 новых танков, все в металлолом превратили. Все на станции уничтожили. Группа дальше пошла. Но гитлеровцы позднее смогли организовать оборону, в итоге брали силами 2-х бригад. За станцию половину дня шел бой.
За станцию обещали, что обязательно пять человек Героя получат. За станцию и за Берлин. Нам говорили, что наградные листы на подпись к Рыбалко отправлены. Далее все забылось. Обычно не сообщали, кто к какой награде представлен. За Берлин получил орден Александра Невского, не забыли.
После войны проходила встреча 3-й танковой армии в Гродно. Проходило торжественное собрание в большом зале. Один из ветеранов поднялся и спросил у командира бригады Л.Куриста: "За что Вам присвоили Героя?". Комбриг побледнел, не знает что отвечать, в зале много ветеранов из его бригады, обман не пройдет... Пауза последовала. Тогда встал и заявил: "Курист не ведает за что дали, так же как танкисты моей роты не ведают, почему они данного звания не удостоились". Да тогда жестоко с ним поступил. Начальство привыкло на крови свою карьеру делать, свою грудь наградами украшать... Надеялся, что Курист хоть на минуту про совесть вспомнил.
По факту нам не везло на политруков, часто приходилось с ними конфликтовать. Моя прямолинейность способствовала. Часто говорил, что думаю. В партию вступил за несколько минут до боя под Сталинградом. Знал, за что я воюю, постоянно знал, что Победим. Даже в жестокие дни 42-го верил в Победу.
Один эпизод тогда с замполитом случился. Комбат нас поставил в заслон около села Покровское. Приехал комиссар и скомандовал: "Смени позицию". В ответ говорю: "Только после приказа комбата машины отведу!". Комиссар ругается и угрожает, вытащил пистолет. С башни спустился, в руке небольшой ломик, ударил политрука по руке с пистолетом. Пистолет в снег улетел. Поднял пистолет из снега и заявил комиссару: "Уходи отсюда на... политрук". Отправился комбату докладывать. Данилов появился пистолет забрать, произнес: "Молодчина Маслов, все правильно!".
Другой как-то замполит у нас появился. Пришел в период затишья и говорит: "Маслов, мы тебя к ордену представить желаем"-"Не за награды воюю"-"Тогда обойдешься без них"-"Вы товарищ политрук, себя не забудьте"-"Маслов за меня не надо переживать". Он орден на грудь повесил, мне медаль дали. Один вопрос сразу возникает, кто из нас в бою участвовал? Кто горел в машине, а кто в штабе речи произносил? Смотря на награды у нас политрук воевал, а я на гармонике играл...Все честно!
Эпизод под Харьковом случился. Вели бои около совхоза No10. Молоденький лейтенант уцелел в подбитой машине, выскочил. Его временно отправили в тыл. Безлошадных танкистов в тот период было много. И лейтенанту померещилось или нервы подвели, стал кричать: "Немецкие танки!". Естественно неразбериха... Объявился политрук, стал вести борьбу с паникой. Отдал приказ расстрелять лейтенанта. Сделали... Для наглядности расстреляли. Причем приказал не особист, а политрук...
Другой эпизод. На подходе к Берлину получил приказ от зама комбата Грунина: "Маслов! Вперед!". Впереди болото, есть небольшие проходы, но думаю, что все там минировано. За болотом проходит трасса. Все тихо, противника не видно. Но нутром ощущаю, здесь всех сожгут. По рации доложил, что приказ не буду выполнять, напролом не попру. Свою роту развернул и продвинулся чуть левее, вошел к фрицам во фланг. Парочку "Пантер" в борт уничтожили. На трассе в обороне сидели молодые немцы-фаустники, они нашего удара во фланг не ожидали. Быстро их уничтожили. Если бы мы в лоб пошли, чтобы от роты тогда осталось? Насмотрелся на войне на "идущих в лоб", подчиняющихся губительным приказам. Потери у нас никто и никогда не учитывал...
В период наступления прошли в тыл к фрицам, десанта с нами нет. Приказ вперед продвигаться. Впереди лес и большой населенный пункт. Мне все не понравилось, как поступать? В лоб наступать? В разведку один танк послать? Всех в обход увел, проделали большой крюк, обошли фрицев. В тыла пожаловали. Там завод по изготовлению фауспатронов. Охрану расстреляли, часть смылась. Перед заводом располагалось пара батарей зениток и батарея на прямой наводке. Все на том направлении откуда мы первоначально могли пожаловать, если бы не в обход пошли... Фрицы орудия повернуть не смогли, батареи передавили танки. Каждый танк выпустил по заводу с десяток снарядов, чтобы он никогда больше не заработал. Отправились вперед на Запад.
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
ТИГР БЫЛ СОВЕРШЕННО ИСПРАВЕН
ТАНЕЦ С ТИГРОМ
КОРОЛЕВСКИЕ ТИГРЫ