Найти тему

ЖИВЁШЬ или СУЩЕСТВУЕШЬ?

"Ницавим" ("Вы предстали")נִצָּבִי

"Вы предстали сегодня все перед Г-сподом, вашим Б-гом... чтобы вступить тебе в ברית брит [союз, договор]" (Дварим, 29:9,11).
Все – это мы.
Предстали, стоим – это уникальное состояние человека в этом мире.
Сегодня – это сейчас.
У нас есть возможность и сегодня присоединиться в молитве
(молитва "עמידה" "Амида" и есть "Стояние")
ко всем поколениям во все времена.

Условия союза также записаны здесь.

Когда обратимся мы к Творцу всем своим сердцем и всей своей душой: "И возвратит [ושב ве-шав] Г-сподь, твой Б-г твоё изгнание и смилостивится над тобой и опять соберёт тебя [ושב וקבצך ве-шав ве-кибецха] из всех народов, среди которых рассеял тебя..." (Дварим, 30:3).
Это можно понять и на уровне народа, и на уровне личности.
"...И обрежет Г-сподь, твой Б-г твоё сердце " (Дварим, 30:6).
Рамбан комментирует эту фразу: "Сердце (эмоции) будет полностью подчинено разуму".

Чуть ниже Тора продолжает: "Потому что эта заповедь, которую Я заповедую тебе сегодня, не загадочна она для тебя и не далека она, не на небесах она, чтобы сказать: "Кто бы поднялся бы для нас на небеса и принёс бы её нам..." И не за морем она... Но очень близко к тебе это слово: в твоих устах и в твоём сердце, чтобы исполнять его" (Дварим, 30:11-14).
Спрашивают мудрецы: "О какой заповеди идёт речь?"
И отвечают: о заповеди תשובה тшувы.
Тот же корень что и שב шав (возвратит, соберёт).
Рав Давид Хофстедтер, комментируя слова "не далека от тебя", высвечивает важнейший аспект этой заповеди. Делая тшуву, не нужно менять свою сущность. Тшува – это возвращение к себе. Йецер hа-ра часто пугает нас, говоря: "Если ты ТАК поменяешься, это будешь уже не ты". Но это ложь. Как раз наоборот – это будешь ещё больше ты!

Раби Нахман также показывает, что речь идёт о каждом из нас. "Когда человек совершает промах, его сфира Даат разбивается и разлетается по всему миру.
Сфира Даат, отвечает за соединение верхних сфирот Хахмы- Мудрости и Бины- Интелекта с семью нижними сфирот, гармонизируя интеллект с эмоциями и действиями.
Тшува начинает процесс собирания и поднятия этих святых искр. "И возвратит твоё изгнание" – это собирание этих искр, разбросанных по всему миру и ожидающих исправления".
Одно из объяснений этого феномена, мне кажется, в следующем.
Мы много ездили, много где жили и мы оставляли частички нашей души в разных местах в связи с разными событиями. Кроме этого, мир стал очень тесным, информационные границы стираются, обмен информацией, в первую очередь, культурной даже за последние лет 25 вырос если не в сотни, то в десятки раз. Обилие фильмов других стран, шоу, рассуждения о философских концепциях и духовности от Востока до Запада и от Запада до Востока. И, скажем так, далеко не всегда под тораническим углом зрения. Эта информация или эмоциональное переживание " похищают" частичку нашей души, которую нужно вернуть. Но вернуться и пересмотреть весь шквал этой информации и жизненных ощущений, казалось бы, невозможно.

И вот как раз тут Творец даёт нам – если мы позволим Ему – свою бесконечную помощь.
Когда мы обращаемся к Нему всем своим сердцем и всей своей душой, Он обещает, что Он сам закончит этот процесс "обрезания сердца" – перенаправления всех эмоций в правильное русло, чтобы "любил ты Г-спода, твоего Б-га всем твоим сердцем и всей твоей душою ради твоей жизни" (Дварим, 30:6). Это потрясающий процесс, и самое большое наслаждение которое есть в этом мире: "Кто бы поднялся бы для нас на небеса и принёс бы и её нам... ... и не за морем она..."
Люди часто считают, что чтобы сделать тшуву, нужно чтобы кто-то – кабалист, мудрец – рассказал нам о нас, без этого человек не сможет. Тора говорит, что, конечно, нужно иметь учителей, но в данном случае, вся информация уже есть в тебе: "Но очень близко к тебе это слово: в твоих устах и в твоём сердце, чтобы исполнять его".
Эта недельная глава всегда приходится на время года, когда процес тшувы наиболее лёгок.
Это как раз канун праздников Рош hа-Шана и Йом-Кипур.

Упражнение.
Тшува
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Время расслабиться. Расслабьтесь.
Сфокусируйтесь на присутствии Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любви
Попросите Творца помощь сделать тшуву.
Найдите в себе голоса, которые говорят: "Не меняйся, это будешь не ты".
Скажите этому голосу: "Это ложь, это буду настоящий я".
Спросите у этой части: "А какая эмоция под этим голосом?
Это страх неизвестности?
Какой-то саботаж из-за нелюбви к себе?"
Если это страх неизвестности, скажите этой части: "Всё самое новое и интересное приходит из неизвестности. Каждый день с Творцом – это как новая страница интереснейшей книги.
И ещё, поскольку ты с Творцом, ты знаешь, что конец будет хорошим".
Направьте свет и любовь Творца в эту часть. Поменяйте чувство страха на предвкушение чего-то нового и важного.
Спросите Творца: "Какой первый шаг мне нужно сделать к тшуве".
Услышьте ответ.
Начните работать в этом направлении.

Творец говорит нам: "Смотри, Я предложил тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло. Потому что Я заповедую тебе сегодня любить Г-спода, твоего Б-га..." (Дварим, 30:15-16)
И чуть ниже: "...жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие – избери же жизнь, чтобы жил ты и твоё потомство. И любил Г-спода, твоего Б-га..." (Дварим, 30:19-20).
Путём простой параллельной подстановки элементов, мы можем убедиться, что добро соответствует благословению, а зло – проклятию. Процесс жизни в отличие от животного существования – это процесс открытия себя духовности, то есть раскрытие присутствия Творца в себе и в мире, что и есть благословление. Процесс смерти – процесс не только активного закрытия от духовности, но и пассивность, страх двигаться вперёд.
Мы также видим, что выбор жизни тесно связан с любовью к Творцу. Однако в отличие от жизни или смерти, которые нам предложены, любовь к Творцу является заповедью. Заповедь – это приказ! Приказ научиться любить, это совсем не западная концепция. Но если подумать, очень позитивная: это значит, что любви можно научиться.

Как?
Для начала просто понять, что всё самое лучшее, светлое, красивое, доброе, позитивное, справедливое в этом мире – это Его проявление.
Всё самое худшее, грязное, негативное – это делаем мы сами, закрываясь от Него.
Очень важно понимать эту разницу. Есть вещи, которые Творец хочет, а есть, которые не хочет, но допускает, чтобы дать нам возможность выбора. Чтобы мы были людьми, а не роботами.
"Выбери жизнь!" – говорит Творец.

автор текста: р. Ефим Свирский

Еще в этом разделе: