Он был главой целого семейства, даже целого рода, в котором, если не ошибаюсь, насчитывают 27 художников. Сам Питер Брейгель Старший прожил на удивление мало - то ли 39 лет, то ли 44. В 16-м столетии люди уже нередко доживали и до намного более степенных лет.
Питер Брейгель Старший был успешным художником: все его картины были распроданы ещё при жизни, а на мировых аукционах они не появляются уже лет двести.
Несмотря на такой небольшой срок на земле, как много он успел! И прежде всего, повлиял не только на всех последующих Брейгелей, но и на многих художников других эпох.
На первый взгляд, герои Питера Старшего некрасивы, они все вроде как сказочные, нереальные, похожи на каких-то гномов. Но, возможно, внешняя красота - это и не главное? Я думаю, что так считал и сам художник. Ведь чем дольше мы живём, тем более утверждаемся во мнении, что в мире нет ничего совершенного, а поэтому всякая искусственная, нарочитая "красивость" вполне может обернуться обманом, неправдой. И философ Брейгель отчётливо сознавал это, а потому, видимо, стремился не к "красивости", а только к одной правде.
Всякое лицемерие и ложь истинный художник отторгает, и даже вполне может бичевать своими работами. Вот, к примеру, на чьей стороне мастер - на стороне масленицы, или на стороне поста? Судя по столь гротескным, утрированным, карикатурным персонажам - ни на чьей. И тут, и там могут быть перегибы - с одной стороны, обжорство, винопитие и лень, а с другой - ханжество, формализм, ложная святость. Задача думающего человека - найти "золотую середину", согласно Евангелию - свой "царский путь", чтобы идти им, не отклоняясь в те или иные крайности.
Брейгель хорошо знал фольклор и часто использовал темы народных поговорок в своих работах. Многие из этих поговорок до нас не дошли, а в картинах художника они остались. Но аналог пословицы, проиллюстрированной в следующем полотне, у нас имеется: "Не рой яму другому, а не то сам в неё упадёшь".
Среди картин мастера потрясает и совершенно эпическая, просто вневременная серия "Двенадцать месяцев", из которой, правда, сохранились не все месяцы, а, по-моему, лишь семь. Конечно, в своё время серия была хорошо известна всем образованным людям Европы, она разошлась в гравюрах и в миниатюрах, а также в копиях мастерской Брейгелей.
Вопреки расхожему мнению, Питер Брейгель не учил своих сыновей писать маслом. Когда его не стало, Питеру Младшему было четыре года, а Яну - всего год. Но это не помешало выросшим сыновьям самим стать художниками. А попутно этим и зарабатывать. Только "Зимний пейзаж с ловушкой для птиц" (1565) был повторён Питером Младшим минимум 45 раз, потому что Питер Старший был очень востребованным художником, и имя его гремело. А Младший тоже ведь умел писать, не так ли? По части придумывания сюжетов, конечно, с отцом ему было не сравниться, но копировал Питер Младший достойно.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, СТАВЬТЕ ОЦЕНКИ!