Найти тему
Будни художника

Питер Брейгель: непривычная красота

Он был главой целого семейства, даже целого рода, в котором, если не ошибаюсь, насчитывают 27 художников. Сам Питер Брейгель Старший прожил на удивление мало - то ли 39 лет, то ли 44. В 16-м столетии люди уже нередко доживали и до намного более степенных лет.
Питер Брейгель Старший был успешным художником: все его картины были распроданы ещё при жизни, а на мировых аукционах они не появляются уже лет двести.

Питер Брейгель Старший. "Крестьянская свадьба". Около 1568 г.
Питер Брейгель Старший. "Крестьянская свадьба". Около 1568 г.

Несмотря на такой небольшой срок на земле, как много он успел! И прежде всего, повлиял не только на всех последующих Брейгелей, но и на многих художников других эпох.

На первый взгляд, герои Питера Старшего некрасивы, они все вроде как сказочные, нереальные, похожи на каких-то гномов. Но, возможно, внешняя красота - это и не главное? Я думаю, что так считал и сам художник. Ведь чем дольше мы живём, тем более утверждаемся во мнении, что в мире нет ничего совершенного, а поэтому всякая искусственная, нарочитая "красивость" вполне может обернуться обманом, неправдой. И философ Брейгель отчётливо сознавал это, а потому, видимо, стремился не к "красивости", а только к одной правде.

Питер Брейгель Старший. "Битва масленицы и поста". 1559
Питер Брейгель Старший. "Битва масленицы и поста". 1559

Всякое лицемерие и ложь истинный художник отторгает, и даже вполне может бичевать своими работами. Вот, к примеру, на чьей стороне мастер - на стороне масленицы, или на стороне поста? Судя по столь гротескным, утрированным, карикатурным персонажам - ни на чьей. И тут, и там могут быть перегибы - с одной стороны, обжорство, винопитие и лень, а с другой - ханжество, формализм, ложная святость. Задача думающего человека - найти "золотую середину", согласно Евангелию - свой "царский путь", чтобы идти им, не отклоняясь в те или иные крайности.

Брейгель хорошо знал фольклор и часто использовал темы народных поговорок в своих работах. Многие из этих поговорок до нас не дошли, а в картинах художника они остались. Но аналог пословицы, проиллюстрированной в следующем полотне, у нас имеется: "Не рой яму другому, а не то сам в неё упадёшь".

Питер Брейгель Старший. "Разоритель гнёзд". 1568
Питер Брейгель Старший. "Разоритель гнёзд". 1568

Среди картин мастера потрясает и совершенно эпическая, просто вневременная серия "Двенадцать месяцев", из которой, правда, сохранились не все месяцы, а, по-моему, лишь семь. Конечно, в своё время серия была хорошо известна всем образованным людям Европы, она разошлась в гравюрах и в миниатюрах, а также в копиях мастерской Брейгелей.

Вопреки расхожему мнению, Питер Брейгель не учил своих сыновей писать маслом. Когда его не стало, Питеру Младшему было четыре года, а Яну - всего год. Но это не помешало выросшим сыновьям самим стать художниками. А попутно этим и зарабатывать. Только "Зимний пейзаж с ловушкой для птиц" (1565) был повторён Питером Младшим минимум 45 раз, потому что Питер Старший был очень востребованным художником, и имя его гремело. А Младший тоже ведь умел писать, не так ли? По части придумывания сюжетов, конечно, с отцом ему было не сравниться, но копировал Питер Младший достойно.

Питер Брейгель Старший. "Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц". 1565
Питер Брейгель Старший. "Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц". 1565
Питер Брейгель Младший. Копия предыдущей работы. 1620-е
Питер Брейгель Младший. Копия предыдущей работы. 1620-е

Трудно ли нарисовать портрет?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, СТАВЬТЕ ОЦЕНКИ!