О загадочных киммерийцах сохранилось, казалось бы, достаточно много письменных свидетельств, причем даже из двух независимых источников – древнегреческих и ассирийских. Различия лишь в том, что греки пишут о них в прошедшем времени, с различными полуфантастическими допусками, а ассирийцы и вавилоняне говорят, как о современниках, которых они видели и с которыми воевали.
И в то же время мало осталось народов, и в их числе первенствуют киммерийцы, о которых можно сказать что-то четко определенное, ибо всегда возникает два, а то и три варианта ответа. Этот народ и его культуру относят к позднему «бронзовому» и раннему «железному» векам.
Он как метеор быстро «разгорелся» в VIII веке до н.э. и так же быстро куда-то исчез в VI веке до н.э.
Откуда появились киммерийцы, как, впрочем, и сменившие их в северном причерноморье скифы, неизвестно. А вот об отношениях этих двух племен существуют две точки зрения:
- Согласно преобладающей – это два разных, хотя и очень близких по культуре и образу жизни народа кочевников. Этих взглядов придерживались в Древней Греции и Риме, а Гомер, силой своей высокохудожественной фантазии, сделал их «исчадиями ада», поместив как охранников входа в царство Аида. Тоже следует из древневосточных источников, где киммирийцы – это «гимир», а скифы (ишкуза).
- Другие же, ссылаясь на отсутствие существенных различий, в том числе в материальной культуре, дошедших до нас изображениях, в основном на этрусских вазах, и верованиях (поклонение Мечу и богу войны) считают их одним народом. Современные методы исследований так же вносят определенную толику аргументов за эту версию, так как никаких существенных антропологических или генетических различий не найдено. Как варианты в обоснование этой теории говорится об отделении, по невыясненным причинам, киммерийцев от скифов и их уход в причерноморье, за что их жестко преследовала оставшаяся часть скифов. Называется также возможность различных типов правления или даже то, что киммерийцы – это некая «каста» или «прослойка» в скифском обществе.
Неизвестен также язык, на котором общались киммерийцы, так как до нас дошли только имена трех царей – Лингдамида (явно греческие языковые корни), Теушпа (созвучно имени хеттского бога) и Шанда-кшатра, что с языка ариев переводится как «Воин». При этом неясно подлинные это имена, «прозвища» или более поздняя интерпретация.
Теснимые скифами, киммерийцы вторглись в Переднюю и Малую Азию, показав превосходства конницы, вооруженной сложными, составными луками. Они разгромили несколько царств и разорили множество ненужных им для жизни городов.
Впервые ассирийцы упоминают о нападении гимиров на царство Ван (Урарту), последующих вторжениях в собственно Ассирию, завоевание ими Лидии и царств Малой Азии, и даже их походах в Египет. Свои завоевания киммерийцы удержать не смогли или не захотели и куда-то исчезли. И это загадка поважнее других.