Найти тему
Ринча мутит воду

Продажная красота

Оглавление

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Николай Заболоцкий

На написание этой статьи меня сподвиг комментарий в одной из литературных групп. Он как-то промелькнул, засел в голове, а сегодня я проснулась с мыслью, что это, господа и дамы, большой и пушной зверь.

Сюжет той книги крутился вокруг того, что не очень красивая девочка попадает в другой мир и, по законам жанра, реализует себя там.

Классическая ситуация, ничего нового… вот только.

Надеюсь, она станет красивой по ходу повествования. А не то я никогда не поверю в то, что её кто-нибудь полюбит!

Мне кажется, в отрыве от общей ситуации это выглядит дико. "Как так можно думать? Почему личностные качества стоят после характеристик оболочки?" — спросите вы. И именно об этом я и хочу поговорить.

Миф о красоте

Совершенно очевидно, что стремление к красоте заложено в человеческом существе изначально. Это тот инстинкт, который долгое время позволял нашему виду выживать, и выживать весьма успешно. Но что такое красота для наших далёких предков, бегавших по лесам и степям с дубиной?

Красота — отсутствие болезней. То есть симметричное тело с адекватными пропорциями.

Совершенно очевидно, что для первобытного общества любые болезни были смертельной опасностью. Не имея возможности противостоять им при помощи ещё не изобретённых лекарств, племена изолировали больных, чтобы обезопасить себя.

Постепенно, с ростом интеллекта, появлялись первые лекарства. Опыт начинал подсказывать, что вшей надо выбирать, чтобы они не расползались по всем участникам группы.

Если копнуть в историю, можно увидеть множество стандартов красоты, присущих разным временам и народам.

Это и "лотосовые ножки" в Китае, и гипертрофированные талии в средние века, чёрные зубы гейш, деформированные черепа майя, турнюры и кринолины, великолепные в первый день причёски в виде кораблей и ещё множество примеров. Да даже в нашем мире, далеко ходить не надо, есть свои стандарты, навязанный социумом. Женщины удаляют ребра, стачивают скулы, накачивают своё тело силиконом в погоне за этим вымпелом "красота".

Но что будет, если спросить детей, которые ещё не нырнули в этот искусственно созданный мир. Они будут говорить о доброте, необычности, здоровье, но никак не о том, о чём привыкли говорить мы, взрослые. Из этого я делаю один очень важный для себя вывод.

Красота — субъективна.

Но почему она продолжает играть такую важную роль в нашем обществе? Почему мы продолжаем цепляться за неё, грезить о ней, складывать своё здоровье и время на ёё алтарь?

Потребность женщины в красоте партнёра

Так исторически сложилось, что женщинам совершенно не чуждо чувство прекрасного. И, выбирая партнера, мы подсознательно хотим, чтобы он соответствовал нашему представлению о прекрасном.

Но каков же образ красивого мужчины в наши дни?

Он подтянут, возможно даже имеет рельефный торс, симметричные черты лица и... На этом всё!

Запомните эту мысль. Если мужчина обладает этими качествами, он априори считается красивым. Совершенно не важно, какой у него цвет волос, глаз, зачастую даже маленький рост не будет являться проблемой.

Дальше уже всё зависит от индивидуальных предпочтений женщины, её маленьких фетишей.

В целом, можно сделать вывод, что женщина ищет партнера сильного и здорового, способного создать с ней крепкую семью со здоровым потомством. Ну или как минимум семью, в которой львиная доля бюджета не будет уходить на услуги врачей.

Потребность мужчины в красоте партнёрши

А вот тут наблюдается интересный социальный перекос.

В большинстве случаев красота женщины для мужчины важна в двух ситуациях.

Мне всё равно, какая у тебя личность. Ты нужна для удовлетворения потребностей.

В таком случае женщина рассматривается как источник удовлетворения сексуальных потребностей, продолжения рода и... В целом, ничего более. Конечно, "вещь" красивее, а, следовательно, лучше, приятнее.

Это довольно древняя, можно сказать, веками и, возможно, даже тысячелетиями складывавшаяся надстройка в нашем обществе. Она настолько въелась в наше сознание, что воспринимается как нечто естественное.

Ты мне нужна для статуса.

А это более интересный вариант. Зачастую он работает не изнутри, из желаний мужчины, а извне.

По сути женщины, находящиеся в этом статусе, считаются чем-то в роде эскортниц. Постоянных партнерш, которые нужны для выхода в свет. Важно понимать, что в данном случае для мужчины важна не сама внешность женщины, а то, что эта внешность поддержит его статус.

Согласитесь, мы где-то в глубине души удивляемся, если видим влиятельного мужчину с "серой мышкой". Это вызывает какую-то волну протеста внутри. И под этим давлением общество, по сути, вынуждает влиятельных мужчин выбирать себе красивых женщин.

На самом деле, нам всё равно.

И это действительно так. Большинству мужчин совершенно безразлично как выглядит женщина. У них есть какие-то свои представления о том, что хорошо или плохо, что радует глаз, а что нет. Но! Если в компании будет сказано, что женщина А красивая, а женщина Б как-то не очень, то мужчина, считающий Б идеалом красоты скорее согласится с тем, что она как-то не дотягивает, просто чтобы не отрываться от коллектива.

И это влияет на общество не очень здоровым образом, если зрить в корень.

К чему приводит такое отношение к красоте в современном обществе?

Пожалуй, начну с того, как это влияет на женщин. Объективно их можно поделить на четыре группы.

1. Не соответствующая стандартам красоты и осознающая это.

Такие женщины страдают от низкой самооценки, они неуверенны в себе, часто не могут реализоваться, ведь общество говорит им, что красота важна, а природа не наделила ничем из пресловутого набора "стандартов красоты". Менять что-то в себе не всегда есть возможность, а зачастую это связано с опасностью для жизни. Чаще всего такие женщины перестают стремиться к чему-либо, ведь все их попытки будут упираться в невидимую "планку красоты", через которую им не перебраться.

2. Не соответствующая стандартам красоты, но считающая себя красивой.

Этот вариант уже куда здоровее. Сильная личность, которой совершенно плевать на то, что думают другие. У этих женщин раскрывается их природная харизма, и мы зачастую даже не замечаем, что что-то не так. Они продвигают свою личность, свои идеи.

Но это не говорит о том, что у них нет проблем. Есть, и ещё какие. Постоянное давление общества, попытки довести эту женщину до "идеала красоты", насаждение стандартов и идеалов. Это постоянная борьба с ветряными мельницами фэшн-индустрии.

Модели, которые участвуют в съемках каталогов одежды, на самом деле не могут эту самую одежду носить. Для создания красивой картинки одежду на них подшивают прямо на площадки, чтобы убрать складки и неровности. А потом эта фотография проходит через ретушёра, не говоря уже о том, что до съемки с девушкой или парнем работает профессиональный визажист. Человека из каталога не существует!

3. Соответствует стандартам красоты, но считающая себя некрасивой.

Привет, модная индустрия. Как говорилось в одной американской рекламе дезодорантов:

"У тебя может быть большая грудь или маленькая, мячиком, конусом, обвисшая или... Им всё это будет не нравиться. Но, по крайней мере, от тебя может хорошо пахнуть!"

Это цитата из фильма "Killing us softly", который я очень советую посмотреть.

Но вернемся к нашей женщине. Что она чувствует? Как и в первой группе, разочарованность, неудовлетворенность, неприятие себя. Очень часто женщины из этой группы будут страдать расстройствами пищевого поведения, такими как анорексия и булимия, у них будут проблемы с психикой, зачастую они могут не отождествлять себя с собственным телом.

И самое гадкое в этой ситуации то, что модная индустрия видит в этой категории женщин дойную корову. Множество предложений по тому, как сделать лучшую версию себя сыплются на нее со всех сторон, и она пробует, пробует, пробует, потому что не может (и никогда не сможет) достичь идеала.

4. Соответствует стандартам красоты и при этом ощущает себя красивой

Казалось бы, что это идеальный вариант. У этой женщины есть всё. Она любима обществом и любит себя, она уверенна в себе, с её мнением должны считаться, но и в этом случае нужно откопать собаку.

Не буду мягкой. Такие женщины часто подвержены тому, что я называю социальной проституцией.

Из-за низкого уровня самосознания такие девушки начинают продавать себя, своё время и общение. И дело даже не в выборе лучшего партнера. Пойти с кем-то в ресторан, чтобы поесть бесплатно? Стать содержанкой? Это всё воспринимается настолько естественно и легко, что не вызывает отторжения ни у личности, ни у общества.

Потому что если раньше красоту можно было только купить, сейчас её можно продавать. А в условиях рыночной экономики терять такое преимущество непозволительная роскошь.

Нафиг капитализм, идём стройными рядами в социализм!

Мужчины

А тут всё будет просто. Достаточно не вызывать отвращения на подсознательном уровне, и тебя ждёт социальный успех. А если у тебя есть мозги, то вообще не важно, как ты выглядишь. Вспомним пресловутое "Мужчина должен быть чуть красивее обезьяны" и поймём, что мужчины и женщины живут в разных плоскостях мифа о красоте. И, я бы сказала, большинство мужчин не испытывают от этого мифа совершенно никаких неудобств.

ВЫВОД:

Понимание красоты — социальная настройка, зависящая от времени.

Следует отметить, что часто она будет зависеть и от интересов правящего класса. Большинство веяний моды раньше шли от знати (привет, феодализм), сейчас моду диктуют модные индустрии (здравствуй, капитализм). Единого стандарта красоты на все времена и народы не существовала и не может существовать.

Зацикленность на красоте следует рассматривать как пагубное влияние общества на личность. Необходимо отходить от общепринятых стандартов красоты со строгими рамками к пониманию того, что красота кроется в здоровье.

Да, это своеобразный откат назад, к первоначальному пониманию красоты, но мы ведь помним, что всё развивается по спирали. Поднявшись на виток, мы вернёмся к истокам, но уже с нашими гуманистическими ценностями и модернизированной моралью. Пришло время перестать продавать и покупать красоту, мы можем достичь куда большего.

Проблемы от внешности. Следует отметить, что мы все хоть раз сталкивались с неприятием нашей внешности. Кто-то до сих пор не решается сделать татуировку не потому, что есть объективные причины, а потому что "Ох, а что мама подумает". Кто-то не получает работу, для которой он идеальный кандидат по знаниям и навыкам только из-за того, что у специалиста по кадрам зашоренные взгляды. Мы все теряем интересных людей, не давая им даже шанса на то, чтобы войти в нашу жизнь, потому что "встречаем по одежке". И с этим надо что-то делать. Снизу, начиная с себя и своего личного отношения к проблеме.

Этическое отступление. Высказываться о внешности других людей совершенно неправильно. Мы не можем знать, что привело к излишней полноте или худобе. Сказав малознакомому человеку "О, ты так похудел(а)", мы можем подтолкнуть его в сторону анорексии. Есть множество других способов сделать комплимент, если очень хочется. Как насчёт "Ты прекрасно выглядишь, наверное, у тебя произошло что-то очень хорошее", "Мне нравится твоя улыбка", "Тебе идут эти кроссовки", "Мне нравится цвет твоей помады"? А что вы скажете на это? "Я ценю твоё мнение в этом вопросе", "Ты очень хорошо разбираешься в данной области", "Я горжусь, что знаком с таким человеком как ты"?

Не правда ли, получать комплименты из первой группы приятнее, чем слышать "Вау, ты похудела" или что-то в духе? И, конечно же, комплименты из второй группы дают нам намного больше уверенности в себе.

Макияж
950 интересуются