Башенки (не путать с отдельно стоящими башнями) – самый узнаваемый элемент лужковской архитектуры.
Эта черта капиталистического реализма, которая объединяет многие направления этого стиля – от безумной эклектики (дом "Патриарх") до хайтека ("Никойл Плаза" на Фрунзенской)
Часто их связывают с русским стилем, национальной традицией в архитектуре, но параллели со сталинской эпохой кажутся более очевидными. В архитектуре 1930-50-х гг. башенки подчеркивали акценты в сплошной ансамблевой застройке – на Тверской улице, Полянке, Садовом кольце. Нередко они возникали на месте снесенных высотных доминант – храмов и колоколен.
Научные книги в Стране Советов выходят с эпиграфами из «Сочинений» товарища Сталина, в Москве исторические книги и архитектурные журналы выходят с предисловиями мэра Лужкова. Сталин любит шатровые башенки, Лужков любит башенки…
Такие параллели москвоведы замечали давно.
При Лужкове башенки появлялись хаотичнее, но тоже становились акцентами новых массивных зданий, маяками лужковской реконструкции города. Иногда они словно цитировали сталинскую архитектуру – появлялись даже на Садовом кольце. Но там, где сталинские мастера обходились лаконичным бельведером, архитекторы-современники опять погружались в игру: делали конусное завершение и водружали шпиль с флажком.
В центре у башенок была дополнительная функция – они подчеркивали связь новых построек с Кремлём.
Таким образом, связь с национальной традицией тоже сохранялась. Здесь можно вспомнить стыдливые примеры брежневской архитектуры на стыке модернизма и постмодернизма. Аскетичные модернистские коробки в комплексе партийных зданий на подступах к Кремлю приобретали какие-то игрушечные чужеродные башенки, чтобы общий силуэт хотя бы немного соответствовал высокому соседу.
То есть башенки как бы учитывают контекст, призваны вписывать современные здания в историческую среду. Но этого не происходит. Они даже с ближайшим окружением спорят. Башня-карандаш в Никитском переулке нелепо смотрится на доходном доме. Башня "Усадьбы центра" словно не замечает здание мэрии рядом.
А вот между собой они замечательно гармонируют.
Та же гостиница "Балчуг" больше соответствует завершениям соседнего офисного центра из 90-х, чем башням Кремля.