Найти тему
Колесо обозрения

Как и почему расправились с орденом Тамплиеров

"Перевелись рыцари на Руси" - нередко такую фразу можно услышать от дам, разочарованных повадками сегодняшних мужчин. И действительно, перевелись, ведь на Руси то их особо никогда и не было, за исключением разве что тех, которых еще Александр Невский у Чудского озера гонял. Но кто же вообще такой, этот рыцарь?

Конечно же это светловолосый, голубоглазый красавец в блестящих хромированных доспехах, живущий в замке с башенками, сражающийся в боях и на турнирах, готовый на все, ради прекрасной дамы. Все знают, что он постоянно совершает какие-то благородные поступки, бьется не на жизнь, ради торжества справедливости во всех её проявлениях, а как ухаживает за красавицей... мммм.... никто так не может. В перерывах же между покорением дамских сердец, турнирами и благородными поступками, он рисует на щите крест, и отправляется в Крестовый поход, ради веры, и освобождая святые земли от диких арабов.

Ну хорошо, а если отбросить в сторону все познания, почерпанные из фильмов про короля Артура, спрятать подальше пластмассовый эскалибур и доспехи из фольги? Остается что рыцарь - это знатный титул воина и землевладельца, которым награждали за верную службу, вместе с земельными наделами. Реальные рыцари, ввиду отсутствия современных представлений о гигиене, мало чем походили на киношных красавцев. Про их "благородные поступки", тоже можно говорить долго, ведь надо понимать, что рыцарь - это землевладелец собирающий дань и налоги, нередко превышающие все пределы. Это тот самый угнетатель крестьян и прочего смертного люда, проживающего на его территории. Это воин-захватчик, движимый не столько желанием служить своему королю и государству, сколько жаждой наживы. Мир рыцарей, не имел ничего общего с тем романтическим образом, которым его наделили. И в пресловутых блестящих доспехах, и в битвах, и в турнирах, мало романтики. Вы когда-нибудь пробовали о ней думать, будучи закованными в металлические доспехи, из которых просто так не вылезти, в многодневном походе, на жаре?

Да и любовь к своей стране у рыцарей, надо сказать была очень специфическая. Да, короли награждали их земельными наделами, льготами, и всяческими прочими приятными бонусами. Но все это именно ради того, чтобы рыцарь шел защищать его в случае войны. При этом, никто не гарантировал, что тот не перейдет к другому королю, если он предложит больше. Не очень-то это патриотично. Конечно, рыцарь не только лишь сам по себе представлял военную силу. У каждого из них было свое войско, обслуга, сопровождающая его в походах, помогающая во всем и прочее, прочее, прочее. Вы думали, что рыцари перед королем строем ходили? Как бы не так. Он был нужен монарху именно со своей армией, которая подчинялась только лишь ему. Никаких регулярных войск, дающих присягу стране, с единым командованием, правилами и уставами, тогда еще не было. Рыцарь имеет земельный надел и войско, и именно за этот надел, со своим войском и служит королю.

Однако находились и такие рыцари, которые со временем становились выше государств, с их границами, бюджетами, армиями и королями. Одним из таких рыцарских формирований, и стал орден Тамплиеров.

Тамплиеры, или храмовники - орден бедных рыцарей Христа. Ну так они себя именовали. Благородство же, все такое. Нам не нужно ни злато, ни привилегии, мы служим только Христу, а бедность - наше второе имя. Разумеется, первым делом, храмовники должны были защищать от нехороших людей паломников, идущих в Иерусалим, и христианские святыни на святой Земле. Подчинялись скромные бедные рыцари лично Папе Римскому и несли верно службу христианскую. Ой, я так и представляю, как аскетичен был их быт. Верные сыны Ватикана, аки монахи, не имели никаких сбережений, перебиваясь хлебом и водой. И все ради служения высшим идеалам.

Хорошо, на самом деле, бедные рыцари Христа, были не такими уж и бедными. Воротилы финансовые они были те еще. Сделав состояние на грабежах, которыми они очень активно развлекали себя на захваченных землях, храмовники построили первую в мире Транснациональную корпорацию. Союз меча и бабла. Имея наделы и замки во многих королевствах Европы, чьи правители тем самым пытались подмаслить тамплиеров и использовать их на своей стороне в многочисленных военных действиях тех лет, по факту "Тамплиерс корпорейшен" не подчинялась никому кроме своих лидеров. При этом, организация была богаче любой европейской страны тех лет, имела свою армию, множество земельных наделов, замков, и даже флот. Только скромности не имела и совести. Жили рыцари на широкую ногу. Натырив золотишка у ближневосточных правителей и не только, забив всем чем только можно свои сокровищницы, бедный рыцари решили, что этого им мало, и начали щедро кредитовать под хорошие проценты европейских королей.

И короли активно пользовались их услугами. Как оно там? Проще позвонить, чем у кого-то занимать? Так что вот не надо теперь косо смотреть на тех, кто не брезгует брать микрокредиты под тысячи процентов. Может в роду у этих замечательных людей были европейские короли. Например, король Франции Филипп IV Красивый. Видел я портрет этого короля. Не знаю, может для кого он и был красивым, но бережливым его точно назвать нельзя. Деньги король любил не меньше чем "бедные рыцари Христа". Только в отличии от него, у рыцарей они хотя бы были. А вот Филиппок, быстро промотав на всевозможные войны, все что у него имелось, начал судорожно искать способы пополнения своего бюджета. Разграбить соседей получалось не особенно, может быть потому что все уже было украдено до него, и не без помощи тех же Тамплиеров, а вот пограбить свой же народ - это за милую душу.

Филипп Красивый
Филипп Красивый

После того как Филипп в доску достал своих подданных драконовскими налогами, он пошел еще дальше. Содержание драгоценных металлов, во французских монетах, вдруг резко упало, а значит упала и стоимость. При этом, их номинал падать вслед за стоимостью решительно не хотел, а напротив, даже подрос. Немного. Раза в три. Ну разве это не прелестно? Золота и серебра при чеканке тратишь меньше, а чеканишь больше. При этом разницу никто не видит. А если не видно разницы, как говорится. За такие чудеса алхимии, король к своему основному прозвищу "Красивый", получил вдогонку еще одно - "Фальшивомонетчик". Но то все ерунда, главное, чтобы лавэха мутилась. Но тут как раз были проблемы. Поскольку и этот ресурс оказался исчерпаем, денег у короля вскоре снова не стало. И тогда он побежал за микрокредитами к бедным, да что уж там, к нищим рыцарям тамплиерского достоинства.

Рыцари на него посмотрели, и решили кредит дать. Мол дурачок этот хоть и промотает все, но мы же Тамплиеры. храмовники, все дела. У нас вон армия есть, флот, связи, Папа Римский на прямом телефоне. В общем пусть попробует только не отдать. Не отдаст деньгами, заберем натурой - замками и землями. Но у Филиппа на этот счет были другие планы. Когда сумма долга без учета процентов превысила все его возможности для погашения на ближайшие лет сто, а делиться землями и властью с рыцарями не хотелось, король вдруг вспомнил, что он и сам мол не хвост собачий, и тоже с Папой связь прямую имеет.

Только вот Папа Бонифаций VIII (нет, не лев), такие связи не одобрял и отказал королю Франции в поддержке его темных делишек. Но наш Филипп то он отважен и безумен, да на выдумки хитер. Наверное поэтому и не нашел ничего лучше, как... угадайте, что? Барабанная дробь... Парааааам! Похитить Папу. (Здесь должна быть музыка из мультфильма Чип и Дейл)

-3

Дело неслыханной дерзости, не спорю. Король Франции похищает Папу Римского - самого влиятельного человека в католическом мире. Но что самое удивительное, что это ему даже почти удалось. Так, его приближенный Гийом Ногаре, умудряется взять 68-летнего понтифика в плен, но так и не сумеет вывезти его во Францию, поскольку Папа был-таки отбит верными католиками. Конечно, для такого пожилого человека как Бонифаций, подобные развлечения даром не проходят. Это сейчас 68 лет - возраст не такой уж и глубокой старости, а в XIV веке, когда продолжительность жизни была, наверное, раза в 3-4 ниже, Папа казался реликтовым существом, живым динозавром. В общем после всего пережитого, прожил старик еще немного, успев отлучить от церкви своего похитителя Ногаре, да на нервной почве и преставился.

Но Филипп Красивый все никак не унимался, и вооружившись доносом двух бывших тамплиеров, затаивших обиду на орден, из которого их прогнали поганой метлой, побежал шушукаться с новоизбранным в 1305 году Папой Климентом V. Климент, который тоже давно и безнадежно был должен рыцарям, оказался гораздо сговорчивее. Возможно потому что как говорят злые языки, имел общие дела с Филиппом, а возможно потому что тоже в плен не хотел. К тому же, храмовники уже на столько встали ему поперек горла, ввиду того что, стали давным-давно богаче и сильнее него, что проблему эту решить он и сам очень хотел. Хотел, но боялся, поскольку, как и Филипп, прекрасно понимал, что нахрапом их не взять.

Но у Папы было то, чего не было у Тамплиеров - религиозного авторитета. Можно сколько угодно складывать золото в кадушки, но слово, сказанное Папой, как и авторитет управляемой им церкви, помощнее будет. В общем король Франции и Папа посовещались, и решили, что пока бедные рыцари не стали еще сильнее, и окончательно не втоптали их в грязь, вместе с пока еще имеющимся авторитетом, нужно с ними покончить. На основании того самого доноса, в отношении храмовников было начато церковное расследование. В чем только их не обвиняли. И в поклонении дьяволу, и в разного толка оккультных и не только делах. Все что можно было повесить на орден в те годы, все повесили. Великий магистр Тамплиеров Жак де Моле, впрочем, не боялся церковного расследования. То ли зная, что все обвинения лживы, то ли считая, что Папа и церковь достаточно от него зависимы чтобы плясать под его дудку, он и сам настаивал на скорейшем его проведении. Дескать посидим, покумекаем, и забудем.

Папа Климент V
Папа Климент V

Но знал ли он, что король Франции уже все решил и обо всем с Папой сам покумекал, и отступать они не собираются? Думаю, не знал. Иначе не был бы так расслаблен. Скорее всего де Моле считал, что король прижат к ногтю, в том числе из-за большого долга перед орденом. Ага, счазззз.

Верите в магию числа 13?

13 октября 1307 года, началось по всей Франции. Гвардейцы короля, начали аресты всех проживающих в стране тамплиеров. Сделать это получилось лишь потому, что тех застали врасплох, так как о планируемой операции, даже исполнители не знали до последнего момента. Аресты проводились под эгидой святой инквизиции. Бедных рыцарей Христа обвинили в отречении от Бога, идолопоклонничестве, переворачивании крестов, и даже личных встречах с сатаной. Вот так. Умели же тогда уголовные дела заводить.

Для легитимизации всего этого буйства, король сразу же объявил, что делает это с соизволения Папы. Папа же, который все же до последнего надеялся остаться чистеньким, в тайне под одеялом дрожа, и проклиная что вообще связался, попытался было сдать назад и сделать вид что Рафик не в курсе, однако было уже поздно. Под напором "неопровержимых доказательств" вины Тамплиеров во всем том, в чем их обвиняли, он был вынужден издать Буллу о полном запрете ордена не только во Франции, но и повсеместно.

Все же находящиеся на территории Франции земли и недвижимость ордена, были конфискованы радостным Филиппом. Однако главного приза - французской казны ордена, он так и не получил. Несмотря на всю оперативность процесса, кто-то умудрился её вывезти. Где теперь те запасы, и где драгоценности тамплиеров, размещенные в других странах, и также спрятанные после запрета ордена, никто не знает. Все же не всех рыцарей удалось арестовать, некоторые спаслись, спася и золотишко. То же что спрятать не удалось, перешло в руки Ватикана.

Во Франции же после непродолжительного процесса над рыцарями, начались казни. В числе прочих, расправились и с Жаком де Моле. Говорят, что перед смертью, он проклял на смерть Филиппа Красивого и Папу Климента. Как бы там ни было, король и в самом деле в том же году отправился в мир иной, не успев толком насладиться победой над Тамплиерами. Всего на несколько месяцев, пережил его и Климент. О таких совпадениях, каждый путь делает выводы сам. А тамплиеры, остаются самым известным рыцарским орденом. И ничего удивительного здесь нет.