А.Н. Варламов в книге «Андрей Платонов» точно характеризует масштаб и значение А. Платонова как для литературы, так и для культуры вообще: «Платонов был не только писателем, драматургом, литературным критиком, философом, публицистом, поэтом, сценаристом, а также электротехником, мелиоратором, инженером, изобретателем, прорабом. Он — явление сродни циклону, атмосферному фронту, возникающему на стыке холода и тепла, света и тьмы, сухости и влаги, ответ на вызовы революции и пути русского большевистского пешеходства. Та чудовищная энергия, которая скопилась в России на рубеже веков и искала, в ком воплотиться, нашла в Платонове выход».
У Платонова постоянно встречаются ситуации, которые представляют собою прямую реализацию стихотворных метафор. Через все творчество Платонова проходит мотив голода-смерти и пира-жизни. Он возникает в стихах, которые вошли в сборник Платонова "Голубая глубина". С темой голода и пищи у Платонова связана мысль о взаимопроникновении животного и духовного начал в человеке.
Влияние поэзии на прозу Платонова проявилось в том, что многие поэтические метафоры легли в основу сюжетов и мотивов как отдельных произведений так и творчества писателя в целом. Поэтические метафоры как самого Платонова, так и других авторов реализуются в прозе писателя, образуя сюжеты и мотивы, содержание которых проясняется при обращении к истокам — поэтическому творчеству автора.
С другой стороны исследователи отмечают, что своеобразие многих рассказов А. Платонова связано с ориентацией на повествовательные формы фольклора, в частности, волшебную сказку. По способу речи большинство рассказов А. Платонова представляют собой авторское повествование, полностью опирающееся на лексические, морфологические и синтаксические формы народной разговорной речи.
От первого лица
Даже в тех многочисленных случаях, когда повествование ведется от первого лица(«Полотняная рубаха», «Неодушевленный враг», ранний рассказ «Родина электричества»), введение образа рассказчика выступает, как прием обусловленный стремлением автора сообщить повествованию максимальную достоверность, представить изображаемые события и их интерпретацию героем как неотъемлемую и существенную часть его личного опыта.
Платоновский рассказ близок к формам сказа без введения фигуры рассказчика. Повествование от третьего лица и формы живой народной речи позволили писателю передать в адекватных формах сам ход и строй народной мысли, раскрывая содержание народного общественного идеала.
Своеобразие произведений А. Платонова проявляется и в способе построения образа героя и в организации повествовательного действия в них.
"Естественный человек!"
Один из распространенных в платоновском мире типов персонажей — "естественный человек", представляющий собою единое целое с природой, отличающийся "сонным" сознанием, "засыпанным песком существования". Платонов не идеализирует "естественного человека", видя в нем существо, низведенное до уровня биологического выживания, неспособное осознавать свое место и назначение в окружающей действительности. Такое состояние человека Платонов воспринимал как пограничное между жизнью и смертью. Платоновские герои такого типа живут "нечаянно", только благодаря своему рождению, и в любой момент могут умереть, "забыв" о необходимости поддерживать свое существование.
Изображая Филата в "Ямской слободе" и Прохора Абрамовича Дванова в "Чевенгуре", Платонов проводит параллели между ними и остальными природными телами: камнями, глиной, растениями, рыбами, птицами и животными. В образах персонажей этого типа Платонов гиперболизирует их пограничное — получеловеческое состояние. Нередко персонажи такого типа сравниваются у Платонова с рабочей скотиной: Филат из повести "Ямская слобода" с лошадью, а мужики из "Котлована", подвергнутые насильственной коллективизации, со стадом обобществленных лошадей.
"Обрастающий шерстью"
Образ "обрастающего шерстью" человека возникает в рассказе "Мусорный ветер", в котором в начале тридцатых годов Платонов показал фашистский концлагерь. Герой рассказа ученый, "физик космических пространств" брошен в лагерь, где он становится похож на "обезьяну или прочее какое-нибудь ненужное Германии, научное животное". Здесь о собаке говорится, "что она — бывший человек, доведенный голодом и нуждой до бессмысленности животного". Платонов не видит непреодолимой границы между человеком и другими живыми существами, населяющими природу. Он верит, что животное может очеловечиться в благоприятных жизненных условиях, а человек — деградировать до уровня животного.
Таким образом у Платонова присутствует взгляд на проблему, восходящий к языческим и фольклорным представлениям о родстве зверя и человека. Антропоморфизм, предполагавший родственную связь растительного и животного мира с человеком сближал Платонова с литературным и художественным авангардом.
"Сверхчеловек"
"Природному" человеку у Платонова противопоставлен "сверхчеловек". Согласно ницшеанской концепции "сверхчеловека", человек — промежуточная ступень на пути от животного к "сверхчеловеку". Зная это, Платонов находил немало общего между человеком и "звериным людством".
Сверхчеловек у Платонова нацелен на глобальное пересотворение мира, на полное преображение материи через ее отрицание, уничтожение и последующее возрождение в новом качестве, удовлетворяющем потребности человека в бессмертии и неограниченной свободе. Герои этого типа наделены определенными качествами: сверхмощным интеллектом, активным воздействием на окружающую природу, включая подавление природного начала в себе самом; неукротимой энергией; способностью создавать масштабную картину мира; одиночеством и сознанием своего избранничества. В типе "сверхчеловека" у Платонова переосмыслены основные черты героя романтической литературы.
История глубокого и всестороннего изучения творчества А. Платонова, по словам современных исследователей, начинается с 60-х годов XX века. Изучению творчества А.Платонова посвящены, например, обширные диссертационные исследования Л. П. Фоменко, Н. П.Сейранян, Л. А. Ивановой. Значительным вкладом в изучение литературной деятельности А. Платонова явилась первая библиография его творчества, составленная Н. М. Митраковой. Представляют, так же, огромный интерес работы Н. М. Малыгиной, В. В.Эндиновой и др.
Проза периода ВОВ
Однако, многие вопросы изучения творчества А. Платонова продолжают оставаться вне поля зрения исследователей и до сегодняшнего дня. Особенно это касается произведений периода Великой Отечественной войны. Для А. Платонова, мыслителя и писателя, Великая Отечественная воина имела особый смысл. Исход ее показал, насколько жизненно убедительным и правдивым был сам художник в изображении нравственной сущности человека, готового пожертвовать жизнью во имя других людей. Для А. Платонова важно убедить читателя в том, что за каждым актом самопожертвования его героя стоит огромный, по сути, никогда не прекращающийся «труд души», особое самосознание личности, сумевшей умертвить в себе маленькое эгоистическое «я» и через этот акт познать свою подлинную сущность, обрести себя и весь мир.
Лейтмотивом творчества А. Платонова является «труд души» героя, который отстаивает свою гуманистическую сущность, проявляющуюся в борьбе с эгоцентризмом, индивидуалистическим обособлением, в нетерпимости к эгоизму как жизненному принципу в других. В этом смысле Великая Отечественная война — это борьба индивидуальностей с индивидуалистами, одухотворенных личностей с неодушевленным врагом. . В таких рассказах, как «Возвращение», «Афродита», «Сампо»,«Никита», А. Платонов предстает во весь свой творческий рост как писатель-гуманист, предвосхитивший в постановке и решении нравственных вопросов человеческой жизни многие искания современной прозы.
В центре внимания писателя в этот период изображение сложного процесса духовного и нравственного развития человека, формирование гармонической, универсальной личности. Идея универсальной личности связана с пониманием человека как универсального родового существа. Всеобщность и универсальность — высший уровень в становлении личности, идеал человека. Уровень развития личности характеризуется мерой ее приближения к этому идеалу. А. Платонов изображает нелегкий путь героя — человека становящегося, нравственно формирующегося — к овладению своей подлинной сущностью, его встречу с идеалом и борьбу за него. Это путь героя к душевной внутренней цельности.
Становление личности
История становления человека как одухотворенной личности — главная тема рассказов А. Платонова, героями которых являются дети. Ярким примером может послужить рассказ «Никита». Герой этого рассказа, крестьянский мальчик Никита, тяжело и трудно преодолевая возрастной эгоцентризм, раскрывается со стороны своей доброты, формируется как «Добрый кит» (под таким заглавием рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»). В этом рассказе в необычном свете предстают спользуемые автором тропы. Необычность использования А. Платоновым таких стилистических средств создания художественной выразительности, как метафора, метонимия, олицетворение состоит в том, что в рассказах, героями которых являются дети, они стали естественной и органичной формой восприятия мира. Речь должна идти не о метафоре, а метафоризации, не о метонимии, а метонимизации, не об олицетворении, а об олицетворяющей апперцепции и ее разновидностях.
В повествовательной манере военных рассказов А. Платонова преобладает оптимистическое звучание, так как писатель сосредоточен не на ужасах войны, а прежде всего – на созидательной работе, казалось бы, слабых сил любви, нравственной чистоты, одолевающих зло жизни и войны. Защищая Родину-мать, герои А. Платонова защищают те идеалы и принципы, на которых основывается жизнь в их отечестве.
Этот аспект очевидно раскрывается в рассказе «Полотняная рубаха». Анализ образа Ивана Фирсовича Силина показывает, что герои А. Платонова взрослые, как и герои-дети «закоренелые сенсуалисты», воспринимающие мир через образы-символы близких и родных людей. Магический предмет — полотняная рубаха матери, бережно хранимая сыном, — помогает герою бороться и побеждать в грозной войне.
Андрей Платонов принадлежит к тем избранным художникам слова, произведения которых безошибочно узнаются по немногим наугад прочитанным фразам. У Платонова — свои слова, лишь ему присущая манера соединять их, своя неповторимая интонация, выражающая мировидение писателя, его отношение к человеку.
В «неторопливой и негромкой музыке платоновского слога» слиты усталость большого труда, тепло сердечного участия к простому человеку, мудрость понимания единства всего сущего на земле, мужество говорить правду, даже если она груба и страшна.