Найти тему
Литосфера

Андрей Платонов: "Неторопливая музыка слов"

Оглавление

А.Н. Варламов в книге «Андрей Платонов» точно характеризует масштаб и значение А. Платонова как для литературы, так и для культуры вообще: «Платонов был не только писателем, драматургом, литературным критиком, философом, публицистом, поэтом, сценаристом, а также электротехником, мелиоратором, инженером, изобретателем, прорабом. Он — явление сродни циклону, атмосферному фронту, возникающему на стыке холода и тепла, света и тьмы, сухости и влаги, ответ на вызовы революции и пути русского большевистского пешеходства. Та чудовищная энергия, которая скопилась в России на рубеже веков и искала, в ком воплотиться, нашла в Платонове выход».

А.Платонов
А.Платонов

У Платонова постоянно встречаются ситуации, которые представляют собою прямую реализацию стихотворных метафор. Через все творчество Платонова проходит мотив голода-смерти и пира-жизни. Он возникает в стихах, которые вошли в сборник Платонова "Голубая глубина". С темой голода и пищи у Платонова связана мысль о взаимопроникновении животного и духовного начал в человеке.

Влияние поэзии на прозу Платонова проявилось в том, что многие поэтические метафоры легли в основу сюжетов и мотивов как отдельных произведений так и творчества писателя в целом. Поэтические метафоры как самого Платонова, так и других авторов реализуются в прозе писателя, образуя сюжеты и мотивы, содержание которых проясняется при обращении к истокам — поэтическому творчеству автора.

А.Платонов в детстве
А.Платонов в детстве

С другой стороны исследователи отмечают, что своеобразие многих рассказов А. Платонова связано с ориентацией на повествовательные формы фольклора, в частности, волшебную сказку. По способу речи большинство рассказов А. Платонова представляют собой авторское повествование, полностью опирающееся на лексические, морфологические и синтаксические формы народной разговорной речи.

-3

От первого лица

Даже в тех многочисленных случаях, когда повествование ведется от первого лица(«Полот­няная рубаха», «Неодушевленный враг», ранний рассказ «Родина электричества»), введение образа рассказчика выступает, как прием обусловленный стремлением автора сообщить повествованию максимальную достоверность, представить изображаемые события и их интерпретацию героем как неотъемлемую и существенную часть его личного опыта.

Платоновский рассказ близок к формам сказа без введения фигуры рассказчика. Повествование от третьего лица и формы живой народной речи позволили писателю передать в адекватных формах сам ход и строй народной мысли, раскрывая содержание народного общественного идеала.

Своеобразие произведений А. Платонова проявляется и в способе построения образа героя и в организации повествовательного действия в них.

-4

"Естественный человек!"

Один из распространенных в платоновском мире типов персонажей — "естественный человек", представляющий собою единое целое с природой, отличающийся "сонным" сознанием, "засыпанным песком существования". Платонов не идеализирует "естественного человека", видя в нем существо, низведенное до уровня биологического выживания, неспособное осознавать свое место и назначение в окружающей действительности. Такое состояние человека Платонов воспринимал как пограничное между жизнью и смертью. Платоновские герои такого типа живут "нечаянно", только благодаря своему рождению, и в любой момент могут умереть, "забыв" о необходимости поддерживать свое существование.

Изображая Филата в "Ямской слободе" и Прохора Абрамовича Дванова в "Чевенгуре", Платонов проводит параллели между ними и остальными природными телами: камнями, глиной, растениями, рыбами, птицами и животными. В образах персонажей этого типа Платонов гиперболизирует их пограничное — получеловеческое состояние. Нередко персонажи такого типа сравниваются у Платонова с рабочей скотиной: Филат из повести "Ямская слобода" с лошадью, а мужики из "Котлована", подвергнутые насильственной коллективизации, со стадом обобществленных лошадей.

-5

"Обрастающий шерстью"

Образ "обрастающего шерстью" человека возникает в рассказе "Мусорный ветер", в котором в начале тридцатых годов Платонов показал фашистский концлагерь. Герой рассказа ученый, "физик космических пространств" брошен в лагерь, где он становится похож на "обезьяну или прочее какое-нибудь ненужное Германии, научное животное". Здесь о собаке говорится, "что она — бывший человек, доведенный голодом и нуждой до бессмысленности животного". Платонов не видит непреодолимой границы между человеком и другими живыми существами, населяющими природу. Он верит, что животное может очеловечиться в благоприятных жизненных условиях, а человек — деградировать до уровня животного.

Таким образом у Платонова присутствует взгляд на проблему, восходящий к языческим и фольклорным представлениям о родстве зверя и человека. Антропоморфизм, предполагавший родственную связь растительного и животного мира с человеком сближал Платонова с литературным и художественным авангардом.

-6

"Сверхчеловек"

"Природному" человеку у Платонова противопоставлен "сверхчеловек". Согласно ницшеанской концепции "сверхчеловека", человек — промежуточная ступень на пути от животного к "сверхчеловеку". Зная это, Платонов находил немало общего между человеком и "звериным людством".

Сверхчеловек у Платонова нацелен на глобальное пересотворение мира, на полное преображение материи через ее отрицание, уничтожение и последующее возрождение в новом качестве, удовлетворяющем потребности человека в бессмертии и неограниченной свободе. Герои этого типа наделены определенными качествами: сверхмощным интеллектом, активным воздействием на окружающую природу, включая подавление природного начала в себе самом; неукротимой энергией; способностью создавать масштабную картину мира; одиночеством и сознанием своего избранничества. В типе "сверхчеловека" у Платонова переосмыслены основные черты героя романтической литературы.

История глубокого и всестороннего изучения творчества А. Платонова, по словам современных исследователей, начинается с 60-х годов XX века. Изучению творчества А.Платонова посвящены, например, обширные диссертационные исследования Л. П. Фоменко, Н. П.Сейранян, Л. А. Ивановой. Значительным вкладом в изучение литературной деятельности А. Платонова явилась первая библиография его творчества, составленная Н. М. Митраковой. Представляют, так же, огромный интерес работы Н. М. Малыгиной, В. В.Эндиновой и др.

-7

Проза периода ВОВ

Однако, многие вопросы изучения творчества А. Платонова продолжают оставаться вне поля зрения исследователей и до сегодняшнего дня. Особенно это касается произведений периода Великой Отечественной войны. Для А. Платонова, мыслителя и писателя, Великая Отечественная воина имела особый смысл. Исход ее показал, насколько жизненно убедительным и правдивым был сам художник в изображении нравственной сущности человека, готового пожертвовать жизнью во имя других людей. Для А. Платонова важно убедить читателя в том, что за каждым актом самопожертвования его героя стоит огромный, по сути, никогда не прекращающийся «труд души», особое самосознание личности, сумевшей умертвить в себе маленькое эгоистическое «я» и через этот акт познать свою подлинную сущность, обрести себя и весь мир.

Лейтмотивом творчества А. Платонова является «труд души» героя, который отстаивает свою гуманистическую сущность, проявляющуюся в борьбе с эгоцентризмом, индивидуалистическим обособлением, в нетерпимости к эгоизму как жизненному принципу в других. В этом смысле Великая Отечественная война — это борьба индивидуальностей с индивидуалистами, одухотворенных личностей с неодушевленным врагом. . В таких рассказах, как «Возвращение», «Афродита», «Сампо»,«Никита», А. Платонов предстает во весь свой творческий рост как писатель-гуманист, предвосхитивший в постановке и решении нравственных вопросов человеческой жизни многие искания современной прозы.

В центре внимания писателя в этот период изображение сложного процесса духовного и нравственного развития человека, формирование гармонической, универсальной личности. Идея универсальной личности связана с пониманием человека как универсального родового существа. Всеобщность и универсальность — высший уровень в становлении личности, идеал человека. Уровень развития личности характеризуется мерой ее приближения к этому идеалу. А. Платонов изображает нелегкий путь героя — человека становящегося, нравственно формирующегося — к овладению своей подлинной сущностью, его встречу с идеалом и борьбу за него. Это путь героя к душевной внутренней цельности.

-8

Становление личности

История становления человека как одухотворенной личности — главная тема рассказов А. Платонова, героями которых являются дети. Ярким примером может послужить рассказ «Никита». Герой этого рассказа, крестьянский мальчик Никита, тяжело и трудно преодолевая возрастной эгоцентризм, раскрывается со стороны своей доброты, формируется как «Добрый кит» (под таким заглавием рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»). В этом рассказе в необычном свете предстают спользуемые автором тропы. Необычность использования А. Платоновым таких стилистических средств создания художественной выразительности, как метафора, метонимия, олицетворение состоит в том, что в рассказах, героями которых являются дети, они стали естественной и органичной формой восприятия мира. Речь должна идти не о метафоре, а метафоризации, не о метонимии, а метонимизации, не об олицетворении, а об олицетворяющей апперцепции и ее разновидностях.

В повествовательной манере военных рассказов А. Платонова преобладает оптимистическое звучание, так как писатель сосредоточен не на ужасах войны, а прежде всего – на созидательной работе, казалось бы, слабых сил любви, нравственной чистоты, одолевающих зло жизни и войны. Защищая Родину-мать, герои А. Платонова защищают те идеалы и принципы, на которых основывается жизнь в их отечестве.

А.Платонов в молодости
А.Платонов в молодости

Этот аспект очевидно раскрывается в рассказе «Полотняная рубаха». Анализ образа Ивана Фирсовича Силина показывает, что герои А. Платонова взрослые, как и герои-дети «закоре­нелые сенсуалисты», воспринимающие мир через образы-символы близких и родных людей. Магический предмет — полотняная рубаха матери, бережно хранимая сыном, — помогает герою бороться и побеждать в грозной войне.

Андрей Платонов принадлежит к тем избранным художникам слова, произведения которых безошибочно узнаются по немногим наугад прочитанным фразам. У Платонова — свои слова, лишь ему присущая манера соединять их, своя неповторимая интонация, выражающая мировидение писателя, его отношение к человеку.

А.Платонов (из личного архива)
А.Платонов (из личного архива)

В «неторопливой и негромкой музыке платоновского слога» слиты усталость большого труда, тепло сердечного участия к простому человеку, мудрость понимания единства всего сущего на земле, мужество говорить правду, даже если она груба и страшна.