Автоматическая коробка передач – один из самых сложных узлов в автомобиле. И сейчас речь даже не идет о вариаторах или DSG. Давайте сосредоточимся на обычных ступенчатых автоматах с гидротрансформатором: сейчас производят массу вариантов с количеством ступеней от 4 до 10. Возможно, есть и больше, но о них мне ничего не известно, да и вряд ли их в большом количестве ставят на серийные автомобили – смысла в одиннадцатой и последующих передачах не много.
А вот четырехступенчатые автоматы – это уже действительно прошлый век, и тем не менее их ставят на многие новые автомобили. Рено Дастер, собственно, как и многие другие Рено, Ниссан Террано, Сузуки Джимни – это автомобили, на которые четырехступенчатый автомат ставится и по сей день. А если посмотреть на модели пяти-десятилетней давности, то там четырехступенчатых автоматов было еще больше. Причина, по которой сейчас от них отходят, проста и понятна – шестиступенчатые более комфортны. Но разве только в этом дело?
В них нет душераздирающего рева мотора в отсечку, когда на скорости около сотни в час автомат переходит на третью передачу. Да и для самого двигателя ничего полезного в таком режиме эксплуатации нет: пять тысяч оборотов, которые частенько выкручивает четырехступенчатая АКПП, вряд ли можно назвать нормальным режимом работы для силового агрегата.
Отрицательным моментом является и перерасход топлива из-за повышенных оборотов на АТ 4. Если на "четырехступке" двигатель 1,6 съест, скажем, 12 литров по городу, то на шестиступенчатой трансмиссии это будет уже где-то 10,5. Экономия по топливу очевидна. Но в погоне за количеством передач все почему-то забывают о надежности автоматов, которая говорит явно не в пользу "шестиступок". А дело все в том, что сегодня зачастую многоступенчатые автоматы делаются необслуживаемыми, по крайней мере для самого автомобилиста.
В сервисе, конечно, его обслужат, но за приличную сумму, а то и вообще скажут, что автомат необслуживаемый и жидкость туда залита на весь срок службы. Как результат, через сто пятьдесят тысяч эту КПП можно отнести на свалку, и купить себе новый автомобиль, чего только и жаждет производитель. Четырехступенчатые автоматы легко поддаются обслуживанию в любом гараже, если имеется яма, ну, и в комплектации водителя присутствует опция "прямые руки". Старый четырехступенчатый автомат, несмотря на свою прожорливость, при своевременной замене масла будет ходить весь срок службы двигателя, то есть тысяч до двухсот с лишним точно.
А вот шестиступенчатый автоматик, как я уже говорил, запросит ремонта через 150 тысяч максимум. Это основное правило для бюджетных авто с АТ 6, вроде Солярисов или Рио. И не дай Бог загнать "шестиступку" в грязь – тут же перегреется, прикажет долго жить и долго бежать за трактором. Четырехступенчатые автоматы более надежны в силу примитивности своей конструкции, поэтому их ставят даже на кроссоверы и внедорожники, например, Рено Дастер и Сузуки Джимни. На последнем, к слову, четырехступенчатый автомат по бездорожью отличается даже большей надежностью, чем пятиступенчатая механика.
Так что выбирая между моделями авто с разными автоматами, надо сто раз подумать, стоит ли выбирать большее количество ступеней АТ. Если на машине планируется проехать не больше ста тысяч с салона, а то и меньше, то можно брать АТ 6: он порадует комфортом в салоне и приятным расходом. А вот если машину планируете эксплуатировать долго и, не дай Бог, на бездорожье, то лучше выбрать старый и проверенный временем четырехступенчатый автомат. А что бы выбрали вы: АТ 4 или АТ 6?
Если понравился материал про автоматические коробки, подпишитесь на "Владимирского тяжеловоза" и поставьте лайк. Каждый день публикую новые статьи для вас!