Когда мама в возрасте 60 лет скоропостижно ушла, мой мир перевернулся. Это было потрясение, какого я за свои 36 лет не испытывала никогда, хотя многое уже повидала и пережила. Для нас - троих дочерей именно мама была центром семейной вселенной, вокруг крутился мир (и отец, и мужья, и дети). Она была «солнцем» нашего семейного космоса. Оно не было идеальным. Временами слишком сильно грело, даже обжигало своей гиперопекой или назойливыми советами, порой становилось колючим и пасмурным, когда хотелось тепла и понимания.
Всякое бывало (ссоры, обиды, непонимание), и ничего в этом странного нет, потому что настоящее живое солнце оно такое же: своенравное и независимое. А главное в солнце что? То, что оно вечное! Каждый слышал глупые прогнозы о том, что солнце в солнечной системе через миллиарды лет погаснет. От таких разговоров появляется легкая тревога, которая тут же исчезает: «Какие миллиарды? Нам столько и не надо!».
Так же и с присутствием мамы в нашей жизни. Не было даже мыслей, что она уйдёт. Несчастный случай! Потеря потерь! Наступили безумные дни, как если бы на самом деле огромное вселенское солнце не стало ждать миллиарды лет и вдруг погасло. Будто у цветка каким-то дурным образом выдрали сердцевину, и он рассыпался на лепестки, или у живого существа убрали позвоночник. Вот именно так случилось в ту секунду, когда пришло известие из районной больнице. Мир просто рухнул, как марионетка, у которой оборвались нитки.
Конечно же нам пришлось заняться делами по организации мероприятия, которое никто и никогда не хотел бы организовывать для своих близких. И в процессе противоестественных в прекрасные майские дни дел и поручений, я вдруг ощутила неиспытанное ранее тягостное чувство собственного сиротства. Я взрослая 36-летняя состоявшаяся женщина и сама давно мама, тихонько выла в одиночестве, чувствуя себя беспомощной и одинокой маленькой девочкой, которую некому будет теперь защитить(!) в этом большом мире. А еще у меня пропал страх перед смертью, потому что там мама, с которой никогда не страшно. Было безумно горько осознавать, что не будет больше её советов (не всегда разумных и правильных, но очень настойчивых), её чувства юмора (своеобразного, но, очень привычного и вытаскивающего из любого уныния), да просто не будет её присутствия рядом с нами.
Со времени разрушения вселенной, с момента «до и после» прошло уже 9 лет. В моей семье (личной солнечной системе) незадолго до годовщины ухода мамы появилась ещё одна маленькая «планета» - моя младшая дочь. Внешне она удивительно похожа на бабушку (губы, глаза, скулы). Такая же своенравная и ранимая, и у неё бабушкино увлечение: шьет с 5 лет себе «вещи» из обрезков ткани и искренне не понимает, почему я деликатно сопротивляюсь, когда она пытается носить их в детский сад и школу.