Коперник был рисовальщиком. До сих пор сохранились его пейзажи и тщательно нарисованный автопортрет. Джордано Бруно сам делал рисунки к своим книгам. «Погубленный» для астрономии талант Галилея оплакивали друзья и поклонники: в молодости Галилей так успешно рисовал и писал, что ему прочили славу художника.
Нечего говорить о служителях искусства смежных профессий. Из писателей рисовали Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Лев Толстой, Виктор Гюго и Маяковский, сказочник Андерсен и фантазёр Гофман, мрачный Эдгар По и жеманный Пьер Лоти, лётчик и писатель, погибший смертью храбрых в последней войне — Антуан де Сент-Экзюпери...
Можно написать большую книгу (хорошо бы написать такую книгу!), в которой тщательно проследить, чем помогал рисунок людям разнообразных профессий, какую услугу оказал им глаз художника, дарующий человеку почти мгновенную наблюдательность, координацию между рукой и глазом и творческую фантазию.
Фридрих Энгельс был отличным рисовальщиком. В переписке Маркса и Энгельса можно прочесть трогательную историю о том, как Энгельс посылал дочери Маркса Тусси на день рождения специально сделанный для девочки рисунок и просил Маркса переслать рисунок их общим знакомым в другой город, чтобы девочка, увидев на конверте штемпель незнакомого ей города, не могла догадаться кто прислал ей подарок...
Кто знает в какой степени занятия рисунком помогли Энгельсу выработать то яркое, образное мышление, которое поражает в великом мыслителе и, так сказать, на ровне со слуховым рядом, развивающим логическую мысль, предполагает другой, зрительный ряд, эту мысль иллюстрирующий.
Девятнадцатилетний Энгельс, уже владевший к тому времени двадцатью пятью языками, так описывает своему другу представление о красоте языков разных народов:
«Так как я пишу многочисленное письмо, то теперь я перейду на английский язык, - или нет, на мой прекрасный итальянский, нежный и приятный, как зефир, со словами, подобными цветам прекраснейшего сада, и испанский, подобный ветру в деревьях, и португальский, подобный шуму моря у берега, украшенному цветами и лужайками, и французский, подобный быстрому журчанию милого ручейка, и голландский, подобный дыму табачной трубки, такой уютный...» (цитата по: Галина Серебрякова. Маркс и Энгельс. М., «Молодая гвардия», 1966, стр. 112.)
Это тоже один из даров хорошо запоминающего впечатления «глаза художника» - способность человека воскресить в памяти раз виденный пейзаж, людей, состояние природы и уметь использовать их для иллюстрации, для усиления, для подчёркивания мысли.
Рисунку и живописи обучают детей, молодёжь и взрослых людей с тех самых пор, как рисунок исторически возник. Есть страны, в которых, как, например, в Японии, рисуют все: там в общеобразовательной школе в старших классах изобразительное искусство преподаётся шесть (!) часов в неделю.
В нашей стране никогда тяга к изобразительному искусству не была так велика, как сейчас. (Для примера достаточно вспомнить почти километровые очереди на выставках Айвазовского и Серова). Мало того, что целая армия профессиональных художников разъезжает по всей стране, рисует, пишет, пропагандирует искусство, растёт вторая армия — армия самодеятельных художников.
К сожалению, необходимо признать, что на федеральных телевизионных каналах и в средствах массовой информации этой теме почти не уделяется времени, а из того, которое всё-таки находится все 100% отводится затопленным апартаментам Никаса Сафронова или очередному мега-чудовищу Зураба Церетели.
Плохое, неточное слово - «самодеятельные» художники. Эти художники не самодеятельные. Наоборот, они объединены во множество художественных студий и овладевают рисунком и живописью последовательно и серьёзно, как своей второй профессией.
На всевозможных и многочисленных сайтах экспонируются тысячи картин, рисунков и скульптур — лучшие из произведений, созданных более чем стотысячной армией людей разных профессий, занимающихся в художественных студиях или посещающих мастер-классы, которые проводят такие замечательные мастера как Сергей Андрияка, Игорь Сахаров и другие.
Под картинами, скульптурами, керамикой рядом с фамилией автора можно прочесть: «водолаз», «продавец-консультант», «доктор технических наук», «слесарь», «строитель», «инженер»... Спасатели, продавцы, доктора технических наук, слесари, строители и инженеры — вот кто они, самодеятельные художники, люди, терпеливо овладевающие тайнами мастерства, люди, с боем завоёвывающие себе бесценное чудо — глаз художника.
Неверно думать, что они не отдают себе отчёт в имеющемся у них сокровище. Неверно думать, что они полагают, будто бы «глаз художника» нужен им только тогда, когда они с карандашом или кистью в руке садятся к холсту или бумаге. Нет, «глаз художника» служит им службу и в основной профессии, к которой, вне всякого сомнения, всё-таки больше лежит у них сердце (поэтому эта профессия и осталась у них основной).
Очень интересно пообщаться с этими людьми. Я говорил со многими из них и о трёх — зоологе, хирурге и инженере — расскажу вам подробнее. Я жалею, что вынужден ограничиться только тремя примерами. Я хотел бы написать миллионы страниц о каждом из достойных. Только по несколько страниц досталось бы каждому самодеятельному таланту нашей страны, чтобы ответить на вопрос: «Как вам, в вашей основной профессии, помогает рисование?»
Это были бы, несомненно, замечательные статьи. Каждая страница подтверждала бы простое положение: человек любой профессии работает лучше, если он умеет рисовать; если он привык к рисунку, как к грамоте, как к живому слову; если у него путём долгих тренировок выработался «глаз художника». Глаз художника нужен всем.
Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!