Найти в Дзене

Пили бы баварское? Или что творили фашисты на оккупированных территориях

В нынешнее время частенько приходится слышать от «космополитов» и «ультралибералов» мысль о том, что лучше бы в Великой Отечественной войне победил Гитлер. Якобы гитлеровцы воевали исключительно против большевиков и хорошо относились к простому народу. Подобного рода убеждения – следствие той мощнейшей пропаганды, которую обрушили на постсоветское пространство.

На самом же деле все было иначе. К примеру, на территории нынешней Беларуси осталось очень много следов этой самой «антибольшевистской борьбы» гитлеровцев и их приспешников. Увидев своими глазами музейные выставки, посвященные зверствам фашистов, и, самое главное, мемориалы бывшим гитлеровским концлагерям, я стал немного лучше понимать весь тот ужас, который творился на оккупированных советских территориях.

Первым таким мемориалом стала Хатынь, в которой я побывал в 2013 году. Мемориальный комплекс выполнен так, что дух захватывает. Смотришь на таблички с именами погибших, с количеством погибших по территории всей БССР, на печные трубы, символизирующие остатки сожженных домов, и пробирает Жуть. Пробирает до костей. А когда читаешь сухие строки о том, что, фактически, за время оккупации в БССР погиб каждый четвертый житель (2 млн 230 тыс. человек), становится настолько не по себе, что это состояние даже не передать словами.

Впечатление только сильно портили тамошние гиды, с унылыми лицами рассказывающие, что Хатынь, хоть и сожгли гитлеровцы, но виноваты в этом партизаны, и вообще Сталин ничуть не лучше Гитлера, и т.д. На самом деле ответственен за Хатынь украинский 118-й шуцманшафт-батальон. Командовал на тот момент им майор Эрих Кернер, а начальником штаба был Григорий Васюра, бывший офицер Красной армии. В составе батальона входили в основном украинцы, из западных и центральных областей Украины, в частности боевики «Буковинского куреня», связанного с ОУН, а также «бравые хлопцы», принимавшие активные участие в расстрелах в Бабьем Яру. Вот этот сброд вместе с зондербатальоном СС «Дирлинвангер» и сжег Хатынь. Только на экскурсии по мемориалу об этом и не заикнулись…

Я не стал возмущаться. Просто старался держаться подальше от этих «тылыхэнтов». Хатынские гиды (по крайней мере, тогдашние) – ярчайший пример попыток размыть историю. Что унесут экскурсанты? Что «Гитлер был сволочью, но Сталин ничуть не лучше»? От таких убеждений совсем недалеко до примеров, которые я привел в начале статьи.

Совсем по-другому дела обстояли в Белорусском государственном музее Великой Отечественной войны. С первого же зала я был очарован экспозициями. Чего там только не было! И фотографии, и ордена с медалями, и подробные карты военных действий на территории БССР, и многое-многое другое. Немалая часть музея отведена под зверства немцев и прочей шоблы на оккупированной белорусской земле и партизанское движение. Шикарно представлен партизанский быт: землянки, оружие, агитплакаты и даже самодельные учебники, по которым учились детишки в лесах. Смотрел я на все это с неподдельным восторгом и восхищением. Музейная экспозиция, действительно погружала в ту, партизанскую, атмосферу.

Совсем другая обстановка была в залах, посвященных оккупации. Низкий поклон авторам экспозиции, они сумели хотя бы частично восстановить атмосферу Ужаса этого кошмарного времени. Колючая проволока, форма немецких солдат и полицейских, нашивки «OST», которые пришивались угоняемой в Германию молодежи (т.н. «остарбайтерам»), – все это пробирает до костей.

-2

Но особенную жуть вызывает даже не это. Кровь в жилах стынет, когда читаешь сухие отчеты о том, сколько народу было убито, угнано, сколько пропало без вести. То, что вместе с современными, распечатанными на принтерах, отчетами, вывесили и старые отчеты, написанные аккуратными почерками на пожелтевшей от времени бумаге, значительно усиливает эффект. Поверьте, жуть, которую ощущаешь в тех залах, не передать словами. ЕЁ просто надо почувствовать.

Именно в этом музее мне рассказали, что на кладбище нынешнего мемориального комплекса «Хатынь» внесено 10 уничтоженных деревень.

-3

Всего за время оккупации БССР было убито, согласно отчету Государственной чрезвычайной комиссии «О жертвах немецко-фашистских злодеяний по Белоруссии», 2 млн 219 тыс. 316 человек: мирного населения – 1 млн 409 тыс. 225 человек (угнано в немецкое рабство – 377 тыс. 776 человек), военнопленных – 810 тыс. 391 человек. Не очень-то похоже на борьбу «прогрессивной Германии» против «дремучих и злых большевиков», вы не находите?

-5

Судя по всему, эта справка – первоначальный отчет комиссии. После сбора и уточнения дополнительных данных число людских потерь в БССР стало оцениваться в 2 млн 230 тыс. человек. Именно эта цифра стала официальной. Ее я видел в Хатынском мемориале, она же фигурирует в других документах.

Всего на территории оккупированной БССР насчитали 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей. Самые крупные лагеря смерти находились в Минске: Тростенец (убито более 400 тыс. человек) и Минское гетто (убито 88 тыс. человек), Масюковщинский лагерь смерти (убито более 80 тыс. человек).

-6

Обелиск с вечным огнём в память жертв Тростенца был возведен в 1963 году на значительном удалении от настоящих мест массовых казней и самого лагеря. В 2002 году в урочище Благовщина на месте самых масштабных расстрелов был установлен небольшой мемориальный знак. В том же году Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление о создании мемориального комплекса «Тростенец».

Даже издали он наводит жуть своим мрачным величием. Когда заходишь на территорию мемориала, то кровь в жилах стынет. Вагончики, на которых привозили в концлагерь узников, фундаменты бараков и помещения, где хранились вещи узников… И сами памятники. Насколько я помню, их там два: небольшой обелиск, посвященный людям, сожженным в июне 1944 года, незадолго до освобождения БССР; и общий монумент жертвам лагеря «Тростенец» – «Врата памяти», установленный в 2015 году. Он представляет собой открытые ворота, в створки которых вплетены люди за колючей проволокой. Ворота смерти, ворота в никуда… Люди изображены так реалистично, что становится понятно: во время войны тут был такой Ад, по сравнению с которым все описанное Данте Алигьери, – вполне себе милое место.

Еще один запомнившийся мне мемориал – памятник жертвам Минского гетто (в простонародье «Яма»). Гетто было создано 19 июля 1941 года. В нем, по разным оценкам, проживало не менее 100 тыс. узников, большинство из которых погибли. Особо вопиющий случай произошел 2 марта 1942 года, когда было расстреляно 5 тыс. евреев. Тела сбрасывали в глубокий овраг, в котором и был создан мемориал. Обелиск на этом месте появился.

Мемориал представляет собой яму, на дне которой установлен (с 1947 года) памятный обелиск. С поверхности к нему тянется довольно крутая лестница, вдоль которой «спускается» на верную смерть скульптурная группа оборванных, худющих людей – «Последний путь». Жутко…

Подробно историю Минского гетто замечательно расписала моя единомышленница и друг Александрина Паршина в своей статье про него.

Примерно такие же события происходили и на территории оккупированной Украины. В киевском Музее Великой Отечественной войны я видел подробную карту УССР с указанием мест массовых казней и лагерей смерти.

-9

Всего на ее территории было насчитано 300 мест массовых казней населения, 180 концлагерей, свыше 400 гетто; уничтожено свыше 3,9 миллионов человек. Порядки были драконовские: например, все жители должны были зарегистрироваться в полиции, им настрого воспрещалось покидать места проживания без письменного разрешения администрации. Нарушение любого постановления, например, использование колодца, из которого брали воду немцы, могло повлечь за собой строгое наказание вплоть до смертной казни через повешение. Смертная казнь была и за саботаж указаний немцев. 

-10

Как цинично заметил рейхскомиссар Украины Эрих Кох: «Нам не нужны ни русские, ни украинцы, ни поляки. Нам нужны плодородные земли».

Конечно же, на оккупированных территориях велась активная агитационно-пропагандистская работа. Так, жителям объяснялось, что они только радоваться должны, ведь «злых большевиков» выгнали, а трудиться на благо Рейха – это «честь для любого хлопца или дивчины».

-11

Однако подавляющему большинству населения «новый порядок» сильно не понравился и жители стали уходить в партизаны. Партизанское движение довольно быстро нарастило силы и оказало огромнейший вклад в дело Великой Победы.

Приведенные выше цифры жертв на территориях оккупированных УССР и БССР показывают, что главной целью гитлеровцев было уничтожение населения захваченных земель. Они этого и не скрывали: «Окончательное решение еврейского вопроса», «Расширение жизненного пространства», и конечно же, «Der russe muss sterben damit wir leben» («Русские должны умереть, чтобы мы жили») – эти лозунги были тогда очень популярны в Рейхе. Это сейчас о них всеми силами стараются не только не говорить, но и заставить забыть всех остальных.

У меня дома есть учебник для 11 класса белорусских средних школ, посвященный истории Великой Отечественной войны, в котором приводятся просто замечательные цитаты высших чинов Рейха.

НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ РЕЙХСФЮРЕРА СС ГИММЛЕРА ОБ ОБРАЩЕНИИ С МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ ВОСТОЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Не позднее 25 мая 1940 г.
При обращении с местным населением восточных областей мы должны исходить из того, что нам придется признать по возможности больше отдельных народностей и установить свое отношение к ним…
Мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы ни в коем случае не объединять народы восточных областей, а наоборот, дробить их на возможно более мелкие ветви и группы. Что же касается отдельных народностей, мы не намерены стремиться к их сплочению и увеличению, тем более к постепенному привитию им национального сознания и национальной культуры…
Принципиальным вопросом в решении всех этих проблем является вопрос о системе образования и тем самым – об отборе и фильтровании молодежи. Для не немецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы.
Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большее до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным.
Умение читать я считаю ненужным. Кроме школы этого типа в восточных областях не должно быть больше вообще никаких школ…

Из письма рейхсканцлера А. Розенберга рейхскомиссару Г. Лозе.

11 июля 1941 года.
Вам направляются первые инструкции для рейхскомиссариата Остланд...
Цель – формирование рейхспротектората, а затем превращение этой территории в часть великогерманского рейха путем привлечения к сотрудничеству полноценных с расовой точки зрения элементов и мер по переселению...
Недопустимо создание прибалтийских государств, о чем, однако, не следует заявлять публично… Необходимо формировать надежную эстонскую, латышскую, литовскую полицию.
При решении церковных вопросов рейхскомиссариат должен проявлять сдержанность. У реихскомиссара нет причин встречаться с епископами и другими церковниками и поощрять их деятельность.
Что касается культурной жизни, то необходимо с порога пресекать попытки создания собственных эстонских, латышских, литовских университетов и вузов…».

Рейхскомиссару «Остланда» Г. Лозе от командующего войсками вермахта.

14 сентября 1941 г.
«Беларусь не может рассматриваться нами как цивилизованная страна. В настоящее время мы не владеем дополнительными воинскими частями, поэтому со всей остротой встает вопрос о быстрейшем привлечении эсэсовских и полицейских сил».

Вот так. Ни больше и не меньше. Никакого образования, никакой культуры для жителей оккупированных территорий, только намертво вбитая в головы психология раба. И уже тем более – никаких «независимых национальных государств», о чем так любят те же прибалты кричать на все лады.

То, что сейчас много народу забыло об этом или просто не хочет знать – плод титанических усилий западной пропаганды + советские ошибки в рассмотрении истории. Их было немало. После XX съезда партии началась кампания по дискредитации личности Сталина, с очернением всех его достижений. К тому же многие вещи просто стыдливо замалчивались в угоду политической повестке. Мой наставник Нишан Нишанович по этому поводу выразился так:

«Дима, а ведь «Хатынская проблема» куда глубже, чем тебе кажется. Я ведь жил при СССР, я помню пафосные лозунги “Никто не забыт, ничто не забыто!”. А вот про участие украинцев в Хатынской трагедии молчали, чтобы не делать больно братскому украинскому народу. Эта была неудобная правда, как и многие другие вещи, на которые предпочитали закрывать глаза. Дозакрывались… А потом очень удивились: почему это на Украине пышным цветом расцвела “бандеровщина”. Она ведь не появилась из ниоткуда. Она росла и крепла…».

Историю надо принимать такой, какой она есть. Как я уже говорил, она не прощает издевательства над собой. И ее надо помнить и чтить.

 P.S. В киевском музее Великой Отечественной Войны есть замечательная инсталляция, в которой авторы попытались передать ужасы концентрационных лагерей и у них это получилось