Обладатель главного приза фестиваля "Кинотавр-2019".
"Смутные времена" недавней российской истории продолжают будоражить умы кинематографистов. На это раз за визуализацию беспредела "лихих 90-х" взялся 34-летний режиссер Борис Акопов.
Свой дебютный полнометражный фильм "Бык", события которого разворачиваются в 1997 году, Акопов посвятил родителям. Отец постановщика работал в милиции простым следователем, и Борис, которому тогда было 12 лет, наслушался самых разных историй. А кое-что даже видел. Печально, когда одними из самых ярких впечатлений ребенка становятся криминальные разборки, но уж как есть.
Подмосковье, 1997 год. Молодой парень Антон Быков по прозвищу "Бык", только что вышедший из тюрьмы, попадает на районную "стрелку". Как водится, подобные мероприятия ничем хорошим не заканчиваются, и в итоге Антон оказывается в отделении милиции с проломленной головой. Там ему грозит новый срок, но внезапно в дело вмешивается местный криминальный авторитет Моисей, который "разруливает" ситуацию и вызволяет парня из беды. Естественно, не просто так: за это Быку придется оказать Моисею услугу. Антон, само собой, соглашается, и его действия запускают череду событий, заканчивающихся не самым приятным способом.
Конечно же, говоря о фильмах про 90-е невольно вспоминаешь картины "Брат", "Жмурки" или "Бумер". Казалось бы, лучше уже ничего снять не получится, и тему можно закрывать, но Борис Акопов рассудил иначе. Молодой режиссер считает, что его "Бык" важен не только с точки зрения воспоминаний о детстве, но и как предупреждение будущим поколениям.
В последние дни в массовом сознании все чаще укореняется образ "романтичных" и "свободных" 90-х, когда трава была зеленее и солнце светило ярче. И "Бык" должен предостеречь легкомысленных философов и напомнить о том, как все было на самом деле. Ведь "свобода" и "беспредел" не являются синонимами. Поэтому в драме Акопова отовсюду сквозит жестокость и безнадега, показанные через призму грязной провинциальной эстетики. И люди здесь делятся на два типа: одни хотят во что бы то ни стало заработать, а другие мечтают навсегда покинуть эту страну.
Персонажи в "Быке" предельно просты и понятны, а мотивация их поступков очевидна. Акопов рисует четкую картину, определяя каждому персонажу свое место. Но при этом все: дети, подростки, взрослые, так или иначе, варятся в одном котле. Для одних ноша оказывается слишком тяжелой, другие быстро приспосабливаются, а третьи просто терпят и плывут по течению.
Все ключевые атрибуты 90-х в "Быке" переданы достаточно точно. Удивляет лишь музыкальная составляющая фильма: режиссер почему-то решил взять песни времен "перестройки". Может быть для того, чтобы показать, насколько затянулась стагнация в стране и обществе. И символичным выглядел вездесущий "Полароид"в руках одного из персонажей, фотографировавшего все подряд.
Молодые актеры в "Быке" держались вполне естественно, но нехитрый сюжет и не требовал от них экстремальной игры. Отдельно хочется выделить исполнителя главной роли Юрия Борисова и Стасю Милославскую. Их персонажи, пожалуй, были самыми сложными.
В сухом остатке "Бык" - просто еще одна некрасивая история о не самом приятном времени в истории России. Можно долго спорить о художественной ценности этого фильма, но на "Кинотавре" картина Акопова была признана лучшей и даже взяла приз за операторскую работу. Наверное, такие драмы действительно нужны для того, чтобы быть назиданием для потомков. Но пересматривать подобные ленты, как правило, желания не возникает.
Оценка CinemaTravel: 6/10
Если вам понравился материал, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и не пропустите предыдущие тексты:
"Джокер": Драма с элементами Скорсезе и Достоевского
"Однажды в… Голливуде": Главный фильм Тарантино о любви
Новые малоизвестные фильмы про викингов
Почему многие претензии к хоррору "Оно 2" неуместны
"Yesterday": Идеальная комедия для семейного просмотра про мир без "Битлз"