Директор по логистике: мастер сложных схем и оптимальных решений
В России логистические концепции организации бизнеса начали внедряться уже около десяти лет назад. Но, несмотря на это, сегодня они используются в основном в транснациональных корпорациях и крупнейших отечественных предприятиях. Тем не менее интерес к логистике как к средству существенного сокращения издержек и оптимизации всей цепи поставок, растет. Увеличивается число компаний, которым требуются высококвалифицированные логисты, в том числе управленцы высшего звена, острый дефицит которых ощущается сегодня на рынке труда.
В зависимости от уровня ответственности и функциональных обязанностей, должность топ-менеджера - логиста в разных компаниях может называться:
директор по управлению поставками;
директор по логистике и закупкам;
заместитель генерального директора по транспорту и логистике;
операционный/исполнительный директор;
директор по маркетингу и логистике;
директор департамента логистики.
Область ответственности
Роль и место в компании управленца, занимающегося логистикой, во многом зависит от отношения к этой части бизнеса собственников и генерального руководства, от стратегических целей развития предприятия.
В разных организациях у директора по логистике может быть один из четырех уровней ответственности:
первый - включает традиционные обязанности: управление транспортировкой и складами;
второй - подразумевает управление сложными схемами грузопотоков: переразгрузками, мультимодальными перевозками, с использованием распределительных центров, привлечением субподрядчиков;
третий - охватывает всю цепь поставок: закупки, таможню, склад, транспортировку, производственную логистику, планирование и дистрибуцию;
четвертый - означает интеграцию всех вышеуказанных зон ответственности, при этом предполагается сложная организация логистической службы, которая включает управляющую компанию и региональные подразделения.
Помимо основной цели производственной деятельности директора по логистике - минимизации издержек - перед ним могут быть поставлены и дополнительные задачи:
антикризисное управление (особенно актуально в связи с высокой степенью износа производственных, транспортных и распределительных инфраструктур в России);
интеграция бизнес-процессов компании;
маркетинговая оптимизация.
Основные функции
1. Управление транспортной логистикой - организация перевозок (внутригородских, междугородных, по России, международных) различными видами транспорта (ж/д, морские, речные, авиа- и автоперевозки, а также мультимодальные); часто - управление собственным транспортным парком компании.
2. Управление складской логистикой и грузопереработкой - организация планирования, использования, оптимизации складских систем и площадей, оборудования.
3. Управление таможенными процедурами.
4. Управление логистическими процессами в закупках и дистрибуции - организация закупочной деятельности и доставки сырья.
5. Управление производственной логистикой - оптимизация процессов переработки сырья и изготовления готовой продукции; контроль количества товара, времени производства; формирование страховых запасов.
6. Координация работы с клиентами - оптимизация финансовых и временных затрат, диагностика потребностей заказчиков, работа с претензиями.
7. Информационно-технологическая поддержка логистики. Необходимость такой поддержки уже не вызывает сомнения, и компании активно инвестируют в эту сферу, понимая ее окупаемость и значение для участников поставок. Организация может остановить выбор на той системе, которую предлагает рынок, при этом директор по логистике составляет техническое задание для консультантов, поддерживает с ними дальнейшие отношения. Если компания решает разработать и внедрить собственную корпоративную информационную систему, то управление этими процессами также становится функцией логиста.
8. Администрирование логистической системы:
взаимодействие с экономическим, юридическим, бухгалтерским, информационным и другими подразделениями компании;
разработка и оптимизация логистической системы;
ее планирование, бюджетирование и контроль;
координация интеграционных проектов компании;
построение системы управленческого учета;
организация комплекса финансово-экономической отчетности;
организация взаимодействия региональных структур логистики и управляющей компании;
координация внутреннего и внешнего документооборота;
построение системы мотивации сотрудников, основанной на показателях качества работы.
9. Управление рисками:
контроль транспортных условий заключаемых компанией договоров;
анализ, прогнозирование и планирование логистических операций;
минимизация последствий рисков;
решение вопросов страхования и безопасности грузов.
10. Управление внешнеэкономической деятельностью.
Набор функциональных обязанностей директора по логистике в каждой компании определяется индивидуально. Он зависит от следующих факторов:
уровень ответственности данного специалиста в компании;
стремление предприятия выстроить собственную систему логистики или передать ее значительную часть на аутсорсинг;
сфера деятельности организации (в промышленных, строительных, производственных, торговых и транспортных компаниях логистика будет различной);
степень внедрения логистики в управление материальными, информационными, финансовыми потоками, ее роль в объединении всех процессов производства, транспортировки, управления закупками и запасами, складирования, грузопереработки, упаковки и др.
Образование
Подготовка специалистов в области логистики в нашей стране началась недавно, поэтому работодатели часто \"прощают\" им пробелы в образовании.
В первые годы развития данной области деятельности в профессию приходили люди, окончившие различные учебные заведения. Сейчас около 1/4 руководителей-логистов имеют техническое в/о; еще 1/4 - учились в автомобильно-дорожных, авиационных институтах, вузах железнодорожного, речного и морского транспорта; еще четверть директоров по логистике представлена выпускниками экономических вузов, в том числе со специализацией по международной экономике и праву. Значительно количество профессиональных менеджеров - выпускников военных и отраслевых вузов (Московский энергетический институт, Академия нефти и газа им. Губкина, Институт стали и сплавов и т.д.). В последнее время увеличивается число управленцев, имеющих базовое высшее образование в области логистики, окончивших ведущие экономические вузы страны.
В Москве существует ряд учебных заведений, предлагающих получить второе высшее образование и степень МВА в области логистики, а также пройти профессиональную переподготовку. Безусловным авторитетом в этой сфере является Международный центр логистики при ГУ Высшая школа экономики. Специальной подготовкой логистов занимаются в РЭА им. Плеханова, МАДИ, ГАУ, ИБДА и др. Развитие профессионала предполагает постоянное повышение уровня образования и приобретение различного рода дополнительных знаний, с помощью краткосрочных программ, предлагаемых консалтинговыми компаниями и профессиональными ассоциациями.
В России попытки разработать системы квалификации и тестирования специалистов в данной области предпринимаются, прежде всего, в МЦ логистики ГУ ВШЭ. В Европейском союзе существует объективная система тестирования, которая предполагает три ступени: Junior level (EJL) - уровень бакалавра, менеджера-логиста с небольшим стажем работы; Senior level (ESL) - специалист среднего управленческого звена; Master level (EML) - высшая ступень. Мастер логистики - это руководитель высшего уровня: вице-президент, директор по логистике, начальник департамента логистики.
Личностные качества и профессиональные требования
В связи с расширением бизнеса многих компаний, увеличением набора функций директоров по логистике, требования к этим специалистам достаточно высоки. Главными из них являются: опыт работы по профилю в крупных западных фирмах, опыт управления объемными логистическими проектами и решения задач оптимизации и реструктуризации
цепочек поставок.
К конкурентным преимуществам логиста на рынке труда также относятся знания в следующих областях:
логистические процессы и сокращение затрат;
стратегическое управление корпоративной логистикой;
таможенное оформление, страхование грузов;
международный менеджмент качества;
корпоративные информационные системы.
Директору по логистике необходимо стратегическое и логическое мышление, позволяющее делать правильные умозаключения и выстраивать четкие классификации, умение оперировать значительным объемом информации, разрабатывать стратегические планы с большим количеством субъектов, с учетом различных факторов и рисков. Он обязан хорошо разбираться в различных областях управления, понимать специфику бизнес-процессов компании, знать транспортное и таможенное законодательство. Как руководитель он должен обладать организационными навыками, способностью работать на результат и мотивировать к этому свой коллектив. Также хорошего директора по логистике отличают высокий уровень коммуникабельности, умение вести переговоры в коммерческих и государственных структурах, стрессоустойчивость, гибкость, готовность к действиям во внештатных ситуациях.
Компенсационный пакет директора по логистике
Зарплата управленца зависит от следующих факторов:
роли системы логистики в компании: она может быть интеграционной, маркетинговой, обслуживающей; в зависимости от этого определяется место данного специалиста в иерархии предприятия;
сферы деятельности и размера организации: оборота, численности персонала подразделения логистики, а также всего предприятия.
Самые высокие заработные платы у директоров по логистике - в крупнейших отечественных сырьевых экспортно-ориентированных компаниях и в транснациональных корпорациях FMCG-сектора. Еще несколько лет назад на этих позициях были в основном иностранные менеджеры; сегодня во многих организациях директора по логистике - это российские специалисты с отличным западным опытом.
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55251/