Очень важная роль в организации взаимодействия с родителями обучающихся или воспитанников принадлежит педагогу. От него зависит установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося; создание атмосферы взаимопонимания; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Все это требует от него владения определенным набором качеств, являющихся составной частью профессиональной компетентности в сфере общения с родителями.
Профессиональная компетентность педагога- это прежде всего показатель профессионализма и мастерства.
Компетентность учителя или воспитателя проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также наличие устойчивой системы ценностных ориентаций, владение знаниями о семье, психолого - педагогическими знаниями, навыками организации общения с родителями.
Критерии для определения уровня профессиональной компетентности.
1. Признание роли родителей в воспитании детей как полноценных партнеров.
2. Стремление к активному и содержательному общению с родителями.
3. Проявление внимания, заинтересованности, выдержки, тактичности.
4. Владение профессиональными знаниями о специфике семейного воспитания, методах изучения семьи образовательных потребностей родителей.
5. Понимание истинных запросов родителей при общении с ними.
6. Умение планировать беседу, подбирать необходимую и актуальную информацию.
7. Высокий уровень развития коммуникативных навыков.
8. Устойчивая потребность в самосовершенствовании в сфере общения с родителями в профессиональной деятельности в целом.