Найти тему

Сани российских императоров. Выставка "Придворный экипаж" в Царском Селе

Самый популярный зимний вид транспорта в доавтомобильной России – это сани. Они отличались плавным ходом, добиться которого от колесного транспорта в условиях отсутствия дорог было невозможно, поэтому езда на полозьях считалась более почетной. Очень важную роль играли сани в обрядовой культуре: свадьбы и похороны, рождественские и масленичные гуляния сопровождались санными выездами.

Н.Е. Сверчков "Николай I в санях", 1850-е годы, коллекция Эрмитажа
Н.Е. Сверчков "Николай I в санях", 1850-е годы, коллекция Эрмитажа

Если простой люд использовал незатейливые дровни и волокуши, то привилегированные особы к изготовлению саней подходили с размахом, как могли, подчеркивали свое богатство и положение. Отсюда и русская пословица: «Каковы сами, таковы и сани».

Что уж говорить об императорских санях, которые создавали лучшие мастера своего времени! Полюбуемся на них, прогуливаясь по второй части выставки «Придворный экипаж» в Царском Селе.

Сани Екатерины II, изготовлены в мастерской И.К. Букендаля до 1793 года
Сани Екатерины II, изготовлены в мастерской И.К. Букендаля до 1793 года

Роскошные обитые зеленым бархатом с золочеными вензелями императрицы десятиместные сани Екатерины II, выполненные в мастерской придворного каретника И.К. Букендаля, использовались для катания «фрейлин и придворных особ».

В них запрягали четверку или шестерку лошадей, а сзади «паровозиком» прицепляли несколько малых саней. Такой санный состав, наверняка, был веселым украшением зимних гуляний. Правда, сомневаюсь, что сидящим за «локомотивом» удавалось на огромной скорости удерживаться на поворотах. Кстати о поворотах, от обычных саней екатерининские отличаются не только огромными размерами, но и наличием поворотного устройства. Его хорошо видно на фотографии.

Сани Павла I, изготовлены в мастерской И.К. Букендаля до 1797 года
Сани Павла I, изготовлены в мастерской И.К. Букендаля до 1797 года

Сыну Екатерины II, императору Павлу I, принадлежали одноместные «катальные» сани «Венскага манера», которые тоже были изготовлены в мастерской И.К. Букендаля. Они служили для масленичных развлекательных заездов. Снаружи и внутри обиты парчой, швы оформлены золотым позументом. Шелковая сетка, которую мы видим впереди, закреплялась для защиты от снега, летящего из-под копыт лошадей. Кучер размещался позади пассажира на небольшой приступке. Судя по всему, управлял санями стоя.

Сани-возок времен правления Александра II, изготовлены в мастерской И.К. Брейтигама в 1873 году
Сани-возок времен правления Александра II, изготовлены в мастерской И.К. Брейтигама в 1873 году

Интересная конструкция времен правления Александра II, представляющая собой двухместную карету на полозьях, называется сани-возок. Их изготовили в 1873 году.

Детские сани Николая II
Детские сани Николая II

Небольшие одноместные детские сани принадлежали наследнику престола Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II. Выглядят как уменьшенная копия «взрослой» версии, никакой мимимишности.

Сани перешли по наследству сыну Николая II, цесаревичу Алексею. В связи со слабым здоровьем наследника престола их слегка видоизменили: приподняли бортики, изнутри обили синим бархатом, тогда же появился кожаный поднимающийся верх. Сани использовались для прогулок по царскосельским паркам. Впрягали в них пони или ослика, вероятно, животным управлял кто-то из взрослых.

Карнавальные сани семьи Николая II, изготовлены в мастерской братьев Марковых на рубеже XIX-XX веков. Источник tsarselo.ru
Карнавальные сани семьи Николая II, изготовлены в мастерской братьев Марковых на рубеже XIX-XX веков. Источник tsarselo.ru

Семье Николая II принадлежали и карнавальные сани, изготовленные в мастерской братьев Марковых в конце XIX-начале ХХ века. Замысловатый барочный декор отражает моду рубежа веков на использование традиций ушедших эпох. Для пассажира предназначалось переднее сиденье, управлял санями лакей, сидевший сзади.

С первой частью выставки "Придворный экипаж" можно познакомиться в предыдущей статье.
Выставка "Придворный экипаж в Царском Селе"