Вот привыкаешь к нему, а он того… Иногда сам, иногда с чужой помощью. Как быть?
На фоне отгремевшего не столь давно «Финала» от Марвел вопрос о том, как надо убивать героя, стоит очень остро. Я очень нежно отношусь к Тони Старку, франшизу «Железный человек» считаю одной из самых удачных и по сценарию, и по юмору, и по раскрытию героя, НО! Мне совершенно не было жалко его в «Финале». И вот почему.
Смерть героя – очень важный эмоциональный всплеск для зрителя. Он должен вызывать гнев, страх, обиду, сочувствие, отчаяние. Зритель ведь соотносит себя с героем. И когда герой побеждает, то побеждает как бы зритель, а когда герой проигрывает, то проигрывает тоже как бы зритель. А уж когда герой отдаёт богу душу, то зритель падает в пропасть. Для него момент смерти означает «У него не получилось, значит, и у меня не получится». Отчаяние, депрессия. И поэтому очень важно правильно этот момент подать, чтобы испытываемые эмоции не разрушали, а наоборот, давали сил. Но об этом чуть позже. Сначала о Старке.
Тони Старка убивали сто тыщ раз. У него и шрапнель в груди, и в космос его забрасывали, и топили в океане. Первый раз я плакала, но с каждым разом мои переживания становились всё слабее. И в «Финале» – о чудо! – их не было вообще. Потому что приелось. Потому что смерть в контексте Старка перестала быть реальностью.
С книгами то же самое. Лет 10 назад читала я фэнтезийный роман, где попаданец-человек оказался в эльфийской стране. Ну и, конечно, был вынужден сражаться. Его там убивали раз пять за книгу. И каждый раз эльфы то поливали его эликсиром жизни, то исполняли ритуал, то призывали магический дух. Герой всякий раз оживал. Но в конце он таки помер, пожертвовав собой. И это гибельное самопожертвование было смазано предыдущими смертями. Осталось ощущение, что герой просто задолбался жить и ищет способы склеить ласты. И вот нашёл. Все счастливы.
Когда Роулинг не решилась убить Гарри, она сильно упала в рейтинге в моих глазах. Потому что если тебе жалко убивать героя, не стоит заикаться об этом. Пусть он будет раненый, пусть он потеряет много крови, но выкарабкается. Это в эмоциональном плане гораздо сильнее воздействует на читателя, потому что в таком случае запускаются те же механизмы, что и в жизни: читатель понимает, что исход может быть любой, но верит в лучшее, молится, он готов всё отдать, лишь бы герой выкарабкался. А когда ты убила героя, а читатели такие: «Ну нееееет! Верни всё взад!» и ты такая: «Ну ладно, держите!» – это заигрывание никуда не годится. Смерть персонажа не повод для фансервиса. Если уж ты решила погубить его – жми на курок без сожалений. Это не компьютерная игра, где можно сохраниться перед дверью.
Из вышесказанного не следует, что героя нельзя убивать. Можно. И в некоторых моментах даже нужно. Но эта смерть должна быть: 1) оправдана сюжетно, 2) оправдана эмоционально. Тогда она будет воздействовать на читателя и даст ему нужный опыт.
И уж совершенно точно нельзя убивать героя больше одного раза. Но если всё-таки случилось так, что он умер и ожил, этому должно быть очень логичное объяснение. Очень! Не из серии «мы щас в скорую позвоним, они откачают». Герой должен умереть ЗАЧЕМ-ТО и вернуться к жизни тоже ЗАЧЕМ-ТО! Не для того, чтобы порадовались фанаты, а для какой-то роли в сюжете.
К слову, смерть Тони Старка выглядит неправдоподобной ещё и потому, что у него была перчатка с шестью камнями бесконечности, которые могли всё что угодно: изменить время, изменить реальность, дать силу, забрать силу. Если бы Тони умер мгновенно, это бы объяснило, почему он не воспользовался перчаткой. Но он умирал шесть часов, и эту смерть снимали с разных ракурсов, каждый из Мстителей подошел и сказал 40-минутную речь… То есть времени на исцеление было более чем достаточно. И когда крутой герой тонет в метре от берега, это сильно снижает эмоциональный накал.
А как вы относитесь к смерти любимых героев? Над чьей погибелью плакали?