СССР обладал крупным машиностроительным потенциалом. На его территории существовало множество автомобильных заводов, которые выпускали десятки тысяч разнообразных автомобилей в год. Но не все автомобильные предприятия смогли пережить последствия распада великой страны. В данной статье мы рассмотрим известные советские заводы которые окончательно прекратили свое существование.
1. Завод имени Лихачева.
Одно из старейших московских предприятий. Именно на этом заводе был выпущен первый советский серийный грузовик АМО-Ф-15.
Во время Великой Отечественной Войны ЗИС-5, разработанный в 1933 году, широко применялся в условиях боевых действий на всех фронтах. Эти грузовики сыграли важную роль в транспортировке солдат красной армии, доставки продовольствия и боеприпасов, а так же эвакуации раненых.
Так же на модернизированной базе этого грузовика (ЗИС-6) устанавливалась знаменитая система залпового огня "Катюша". В 1957 году был создан всем известный грузовой автомобиль ЗИЛ 130.
Не менее интересным проектом был комплекс по поиску и спасению космонавтов "Синяя птица". Он состоял из вездехода ЗИЛ-49061 и шнекохода ПЭМ-1М.
Данный комплекс был разработан по личной просьбе Королева. Но судьба предприятия оказалась более чем печальной. В 2011 году завод переживал не лучшие времена. Значительная часть цехов была заброшена и требовала капитального ремонта, а задолженность перед кредиторами стремительно росла. В 2013 году производство остановилось. В 2014 году предприятие было ликвидировано. В 2015 начался снос всех корпусов завода, уничтожен безвозвратно и исторический музей ЗИЛа в котором находился мемориальный кабинет Лихачева. Освободившуюся площадь пустили под застройку жилья. Механосборочный цех № 6 остался единственным осколком известного предприятия, который арендовала группа энтузиастов.
2. "Москвич".
Одно из самых известных предприятий по производству легковых автомобилей."Москвич" являлся одним из самых доступных автомобилей для советских граждан. Первым серийным автомобилем был «Москвич-400» , который начал выпускаться в 1947 году.
Начиная с 1950 года предприятие начинает активно поставлять свои автомобили на экспорт. Первыми машинами стали москвичи 407 модели.
Эти же машины участвовали в соревнованиях на международных трассах. В 1957 году выпущен первый советский "универсал" "Москвич-423".
Далее был разработан "Москвич-412" который начал выпускаться с 1967 года и производился до 1999 года на Ижевском автомобильном заводе.
Далее данный автомобиль получил модернизированный кузов и уже выпускался как АЗЛК-2140 «Москвич».
К 1984 году машина сильно устарела и 90% продукции оставалось на складах завода. В 1986 году поступает в серию более современный, переднеприводный «Москвич-2141», который временно спасает положение предприятия.
Для данного автомобиля АЗЛК планировал построить цех для производства более мощных двигателей, объемом 2 литра и мощностью 113 л. с. К 1991 году цех был готов на 90%, но начавшийся развал СССР и всеобщая неразбериха положила конец этим планам. До 1997 года в автомобилях использовались устаревающие двигатели ВАЗ-2106 и «УЗАМ-3317» . Были попытки использовать импортные двигателя, но дефолт 1998 года привел к подорожанию импортных комплектующих. В 2001 году производство автомобилей прекратилось, а в 2006 предприятие признали банкротом.
3. Рижская автобусная фабрика, РАФ.
Данное предприятие было основано в 1949 году на базе Рижского авторемонтного завода № 2. Фактически РАФ являлся единственным заводом по массовому выпуску микроавтобусов в СССР. Первой моделью данного класса автомобилей стал РАФ-977 «Латвия», который выпускался
с 1959 до 1976 года. Данные автомобили широко использовались в качестве служебного автомобиля, маршрутных такси, туристических микроавтобусов и автомобилей скорой помощи.
Данные автомобили активно поставлялось на экспорт и были распространены в странах восточной Европы и на Кубе. Следующий микроавтобус РАФ-2203 «Латвия» стал не менее успешным.
Выпуск новой модели начался в 1976 году на новом заводе в городе Елгава. Этот автомобиль стал официальным транспортом Летних Олимпийских игр 1980 года. Отличительной моделью стал микроавтобус РАФ-2907, который был создан специально для сопровождения олимпийского огня.
В салоне находились запасные факелы и газовые баллоны для дозаправки факелов. Но, после олимпиады у предприятия начались проблемы с качеством микроавтобусов. В 1986 году более 12% продукции вернули на доработку и исправление брака, что привело к смене руководства. С развалом Советского Союза завод оказался в сложной ситуации, так как агрегаты, используемые для производства микроавтобусов значительно подорожали.
Кроме того, в 1995 году, ГАЗ начал выпускать более современные "Газели" которые вытеснили латвийские микроавтобусы. В результате производство автомобилей остановилось в 1997 году. В 1998 Рижская автобусная фабрика прекратила свое существование.
На этом все, дорогие читатели. Оставляйте свое мнение в комментариях. Если вам понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь.
Так же рекомендую к прочтению:
Мир до завоевания ДВС. Необычная паровая техника вошедшая в историю.
3 самых крутых летающих автомобиля.
Еще вы можете помочь в развитии канала, чему буду благодарен: