Я уже говорила, что мальтийцы массово помешаны на фейерверках. В связи с этим в очень маленькой стране можно насчитать почти десяток «фабрик», изготавливающих петарды. Фабрики – это, конечно, сильно сказано. Обычно это небольшие строения в кантри-сайд, где работают от силы 3 человека.
То ли из-за общего мальтийского разгильдяйства, то ли из-за того, что на работу на эти фабрики берут любого желающего, взрывы на них происходят чуть ли не каждый год. Мне вот непонятно, почему нельзя закупать эти петарды в Китае? У китайцев, по крайней мере, более чем двухтысячелетний опыт работы с дымным порохом. Да и петарда, выдержавшая перевозку из Китая, вряд ли взорвется самостоятельно.
Но не покупают. Предпочитают подрываться. Надо сказать, что размер этих петард может достигать 1,5 м. Это как раз те, которые бьют высоко в воздух. Изготавливают их вручную и складывают в штабеля для просушки. На солнышко. Вот там-то они и рвутся.
Обычно взрывы «по мелочи», но один год на Гозо был исключением. Я тогда и не поняла даже, что это было. Но произошло два взрыва. Видимо, сначала рванул штабель «на солнышке», потом остальной запас петард. Погибло 3 человека. Все, кто на этой «фабрике» работал. Куски тел собирали в радиусе пары десятков метров от места взрыва. Произошло это зимой.
В тот год в Шаре летняя феста прошла без фейерверка. Один из погибших, молодой парень, жил в этом селении. Жители решили отдать свой фейерверк, чтобы парня похоронили под взрывы этих петард. Я до сих пор не могу понять, чем руководствовалось население Шары, устраивая фейерверк для погибшего от взрыва петард. И чем руководствовалась мать парня, принимая это «пожертвование». Я бы точно на ее месте утопилась бы под грохот фейерверка.