Мон-Сен-Мишель сложен магматическими породами, лейкогранитами. И весь исследован вдоль и поперек.
Так что когда в интернете пишут интригующее: «… происхождение Мон Сен-Мишель остается загадкой» — это, разумеется, ерунда. Никакой загадки нет.
Но есть легенды — забавные и интересные. Есть история — увлекательная и драматическая. И есть архитектура — удивительная и великолепная.
Кроме острова Мон-Сен-Мишель неподалеку располагаются еще два таких же по составу гранитных образования — острова Томблен и Мон-Доль. Эти два «соседа» — необитаемы.
О происхождении трех островов существует забавная легенда — будто бы однажды три гиганта: Гаргантюа, его отец Грангузье и его мать Гаргамель — решили переправиться с французского берега в Англию. Для этого они взяли три огромных камня и положили их поочередно в воду, чтобы образовать брод. Грангузьер положил камень первым. Его камень стал горой Мон-Сен-Мишель. Следующей бросила свой камень Гаргамелла — её скала получила название Томблен.
Ну и третьим положил свой камень Гаргантюа — так родился остров Мон Доль.
Когда на остров Мон-Сен-Мишель пришли христиане и взялись строить там сначала часовню, а потом и аббатство, чудес с легендами, конечно же, меньше не стало)
Постепенно остров стал одним из центров паломничества — четвертым после Иерусалима, Рима и Сантьяго-де-Компостелы. История сохранила имя первого паломника, явившегося на остров Мон-Сен-Мишель. Им был франк по имени Бернар.
Начиная с XI века число паломников стало увеличиваться. И число чудес — соответственно, тоже.
Среди прочих легенд довольно широко известна одна — про женщину, собравшуюся в дорогу на поздних сроках беременности. Рассказывают, что шла молодая женщина из Лизье в одиночку. Выйдя на берег бухты и увидев впереди столь близкий и манящий силуэт горы Мон-Сен-Мишель, она так же в одиночку пошла через пески, но не рассчитала силы. Она не успела добраться до острова до начала прилива. А когда увидела пенистые языки быстро приближавшегося моря, она смирившись с настигающей ее смертью, легла на песок, обратилась к Деве Марии с молитвой о поддержке. И…
«Ревущее море сомкнулось вокруг нее, но — о чудо! — образовав подобие водяной башни, волны даже не коснулись бедной женщины. Оставаясь внутри этого чудесного «колодца», женщина разрешилась мальчи ком и, когда море схлынуло, крестила своего младенца морской водой. Рыбаки, отправившиеся на поиски тела, были поражены, найдя ее целой и невредимой с ребенком на руках. В память об этом чуде, произошедшем в 1011 году, Гильдебер, тогдашний настоятель аббатства, установил в бухте громадный крест. Долгое время он возвышался посреди песка и волн, пока море не поглотило его...» (цитата из ЖЖ автора Мастерок).
Кстати, приливы близ острова Мон-Сен-Мишель достойны отдельного упоминания. Уровень моря здесь колеблется очень значительно. Перепад между самым низким и самым высоким уровнями составляет 15 метров. А из-за ровного дна приливно-отливная зона составляет 15–20 километров. И скорость движения воды во время приливов-отливов тоже значительная — в среднем около 4–5 км/ч. Иногда она бывает и выше. Но истории о приливах «догоняющих всадников» кажутся мне все-таки легендами.
Историй таких, впрочем, рассказывается немало. Однако я думаю, что опасность тут заключается в другом. Дело в том, что опасны не столько приливы с их скоростью, в общем, весьма значительной скоростью, сколько окружающий остров песок.
Дело в том, что песок этот со стороны кажется безобидным, но в действительности он вполне может представлять собой опасность для людей. Собственно, не только может, но и представляет. Песок бухты больше похож на ил. Когда высыхает, он плотен и вполне держит идущего по нему человека, но насыщенный водой он превращается в вязкую глинистую массу.
Эти самые зыбучие пески в числе прочего много веков защищали Мон-Сен-Мишель от врагов.
Так в 1424 году англичане, обосновавшись на соседнем Томблене, осадили крепость. Но морская блокада, продолжавшаяся десять лет, до 1434 года, так и завершилась ничем. В 1434 году «8-тысячная армия под командованием Томаса Скаля ринулась на свой последний и самый отчаянный штурм. Что от нее осталось, помнят, наверное, только местные приливы, которые заботливо собрали под стенами Сен-Мишеля рассыпанные тела, унесли их в море и там упокоили с миром». Крепость осталась неприступной.
И позднее, когда по всей Европе полыхали Религиозные войны, Мон-Сен-Мишель — очень уж лакомым выглядел кусок! — не раз пытались захватить. И снова обитатели аббатства, архангел Михаил и природа объединялись и побеждали. В 1591 году под стенами крепости Мон-Сен-Мишель была уничтожена сотня протестантов под предводительством Габриэля де Лорж, графа Монтгомери.
Мон-Сен-Мишель пережил несколько осад и множество пожаров. В 1204 году, когда Нормандия стала французской, непокорный, строптивый Мон-Сен-Мишель сожгли люди. Они же через семь лет решили отстроить аббатство заново.
«…В 1211-м французский король Филипп II, желая, очевидно, искупить свой грех перед архангелом Михаилом и его сожженной обителью, начал строительство знаменитого аббатства Ла-Мервей (в переводе — «чудо»). Всего за 17 лет — срок невероятный для того времени — был создан архитектурный шедевр, считающийся ныне общепризнанным образцом средневековой готики». (цитата из ЖЖ автора Мастерок)
(продолжение следует)
подписывайтесь на мой канал