Первые рецензии на новую картину Джеймса Грэя для некоторых зрителей стали неожиданностью: не знаю как можно было не понять, что "К звездам" - это далеко не блокбастер, но факт остается фактом - кого-то обманули трейлеры и удивили критики.
Опыт кино-журналистов наверняка дает авторам первых рецензий, публикуемых в престижных изданиях, понять, что нельзя питать иллюзии насчет предстоящей премьеры, ведь живем мы в мире, в котором "Бойцовский клуб" продвигали как обыкновенный брутальный триллер-боевик. В том числе из-за этого критики трибьют Грэя оценили на 83% Томатометра, а разочарованные американские зрители показатель на своем счетчике опустили до 43-ех.
Вырисовывается вопрос: для чего и для кого снят "К звездам", если его минусуют и многие западные зрители и некоторый российские критики (Долин, например)
В недалеком будущем люди уже построили базы на некоторых планетах Солнечной Системы и всерьез ищут ответ на вопрос: одни ли мы во Вселенной. 20 лет назад экипаж команды "Лима" во главе с Клиффордом МакБрайдом (Томми Ли Джонс) отправился к Нептуну, но миссию засекретили, когда с корабля пришел сигнал "SOS". Астронавту Роя МакБрайда (Брэд Питт) дают задание связаться с отцом, который по мнению NASA до сих пор жив, и выяснить почему его корабль выбрасывает антиматерию, которая вызывает катастрофы на Земле.
Вопреки описанию сюжета и красочным трейлерам, "К звездам" - лента не о герое, который бесстрашно мчится в манящий космос, чтобы спасти человечество. Это кинематографический манифест мужчин, жизненными ориентирами которых были покинувшие их родители. Мужчин, которые этот ориентир потеряли и разочаровались в нем.
Чак Паланик говорил, что "Бойцовский клуб" занимает столь важное место в мировой культуре, потому что относится к практически несуществующем роду литературы, направляющей мужчину на пути духовного становления. Рассказчик Паланика - это 20-30-и летний мужчина, переосмысляющий мировую культуру, и находящий своего ментора-Тайлера, также оставленного отцом в лице, которого тот видит Бога. Однако нигилизм Дердена моден и логичен в молодости, а к сорока годам он превращается если не в кризис среднего возраста, то в рефлексию-депрессию взрослого мужчины, который от официального и отрицающего "отец" приходит к честному "Пап, я хочу тебя увидеть".
Здесь проблема "Отцов и детей" - это не тургеневские перепалки нигилиста и консерватора. Это проблема мировосприятия ребенка, который грезит другой жизнью на новых планетах, и мужчины, который понял, что все к чему прикасается человек превращается в магазины с газировкой, борьбу за ресурсы, прах и гадство. Проблема космоса для ребенка, который видит в нем безграничную красоту, и мужчины, медленно уходящего с ума от угрюмого и бессмысленного вакуума с грудой мусора, от которого хочется закрыться оторванной лопастью корабля. Проблема, которая в кадре выглядит как разговор ребенка, который смотрит как с верхнего яруса корабля бормочет "в бороду свою колючую из-за туч Отец" и этого Отца, который признается нашедшему его ребенка, что на весь наш мир в лице сына и жены ему по-большому счету плевать, а важна лишь миссия-прикрытие для бегства.
Не находя опоры, Рой просто смотрит на рушащийся, исчезающий в расфокусе мир вокруг. На то, как ускользает вроде нечеткий, но значимый силуэт супруги. На Капитанов, которые за неимением Бога выбирают святыми героев эпохи Великих Географических Открытий и молятся Святому Христофор. И, конечно, на людей, которые даже Луну превратили в зону боевых действий.
Вывод, к которому герой Питта приходит в конце путешествия в том, что жить, замечая главное и не отвлекаясь на второстепенно-паршивое, можно лишь отказавшись от само-возведенных идолов. Так, некогда сумасшедший в своем отрицании бунтарь, становится тем, кто отказывается от ложного ради принятия и наслаждения истинным.
Может поэтому немного сумасшедшего Клиффорда, Грэй визуально сравнил с бешеным приматом
Вся картина - это пазл из великолепной игры Питта и потрясающей постановки-истории Грэя, невероятной операторской работы, всего одного, но всегда приходящегося к месту саундтрека, отсылок к "Космической Одиссее", бескрайнего космоса и редко поднимаемой важной и личной для исполнителя главной роли и режиссера проблемы. В итоге, детальки собрались в один из лучших фильмов года, который имеет шансы побороться за престижные награды и стать одним из немногих культовых произведений.