Сразу скажу – у меня не историческое образование, поэтому я не могу полноценно оценить «Агонию» с точки зрения ее исторической аккуратности. Поэтому я оценю этот фильм с художественной точки зрения. Среди мастистых советских режиссеров было две категории: талантливые и воровавшие идеи из зарубежных фильмов, увиденных в закрытой фильмотеке. Мне кажется, что Элем Климов больше относится к первой категории режиссеров, потому что ему удалось выйти за рамки очередного пропагандистского фильма и создать на его основе художественное произведение.
В конце 1916 года терпящая военные поражения Россия превратилась в страну, пожирающую себя изнутри и находящуюся в ожидании шакалов, готовых нахрапом взять власть и окончательно разорвать ее изнутри. Санкт-Петербург живет отдельно от всей остальной России, в нем живут люди, наживающиеся на военных поражениях, дегенеративные князья, шарлатаны и прочие сливки общества. Они проводят время в бесконечных оргиях и кутежах…
Пропагандистский аспект фильма реализован в портретах царской семьи и аристократии. В версии Климова, Николай II получился тем самым «Ники» - слабым и безвольным человеком, находящимся под каблуком властной жены – самодурки. Жена Александра Федоровна также получилась «Аликс» - русофобкой, готовой поверить любому шарлатану, способному исцелить больного гемофилией Алешу. Другие аристократы также показаны в неприглядном ключе.
Все же в фильме есть немного исторической правды – за весь фильм зрителю не будет показан ни один большевик, потому что на конец 1916 года все видные деятели большевистской партии находились либо в эмиграции, либо в ссылке. В фильме есть ряд кадров из исторической хроники про «неумытую Россию», статистика про «отсталую Россию» и вставки про «Николая Кровавого», но ряд из них мне кажутся лишь данью уважения партийному цензору.
Что же позволило «Агонии» выйти за рамки пропагандистской агитки? Прежде всего, гениальная игра Алексея Петренко. Его Григорий Распутин – искусный манипулятор, умеющий грамотно продавать себя в декадентском Санкт-Петербурге. Пользуясь своим неограниченным влиянием на Аликс он способен назначать и смещать министров, перед ним заискивают все дворяне и миллионеры и он может получить любую женщину. Этот Распутин – дьявол во плоти.
Также Элему Климову удалось создать апокалиптическую атмосферу погибающей старой России, чем-то напомнившую мне атмосферу «Дьявола» Анджея Жулавского (мне кажется, что Климов не мог увидеть «Дьявола», потому что он «загремел на польскую полку» на 16 лет). С каждой минутой эта атмосфера становится все более гнетущей и безысходной, а Распутин является лишь одним из взаимозаменяемых винтиков этой деструктивной системы и ничто уже не поможет спасти старую Россию. А музыка Альфреда Шнитке добавляет еще больше темных оттенков.
Пропаганда не является синонимом слова бездарность, вспомните Сергея Эйзенштейна. Повторюсь, Элему Климову удалось выйти за рамки агитки и создать на его основе бессмертное художественное произведение. «Ленин в Октябре» Михаила Ромма останется в памяти только историков кино и заядлых киноманов, а «Агония» Элема Климова навсегда останется фильмом, который будет смотреть любой уважающий себя кинолюбитель и чьи художественные приемы будут изучаться в киношколах.
Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/102100.html.