Найти тему
Дмитрий Бондаренко

"Агония" - фильм, вышедший за рамки агитки

Сразу скажу – у меня не историческое образование, поэтому я не могу полноценно оценить «Агонию» с точки зрения ее исторической аккуратности. Поэтому я оценю этот фильм с художественной точки зрения. Среди мастистых советских режиссеров было две категории: талантливые и воровавшие идеи из зарубежных фильмов, увиденных в закрытой фильмотеке. Мне кажется, что Элем Климов больше относится к первой категории режиссеров, потому что ему удалось выйти за рамки очередного пропагандистского фильма и создать на его основе художественное произведение.

В конце 1916 года терпящая военные поражения Россия превратилась в страну, пожирающую себя изнутри и находящуюся в ожидании шакалов, готовых нахрапом взять власть и окончательно разорвать ее изнутри. Санкт-Петербург живет отдельно от всей остальной России, в нем живут люди, наживающиеся на военных поражениях, дегенеративные князья, шарлатаны и прочие сливки общества. Они проводят время в бесконечных оргиях и кутежах…

Пропагандистский аспект фильма реализован в портретах царской семьи и аристократии. В версии Климова, Николай II получился тем самым «Ники» - слабым и безвольным человеком, находящимся под каблуком властной жены – самодурки. Жена Александра Федоровна также получилась «Аликс» - русофобкой, готовой поверить любому шарлатану, способному исцелить больного гемофилией Алешу. Другие аристократы также показаны в неприглядном ключе.

Все же в фильме есть немного исторической правды – за весь фильм зрителю не будет показан ни один большевик, потому что на конец 1916 года все видные деятели большевистской партии находились либо в эмиграции, либо в ссылке. В фильме есть ряд кадров из исторической хроники про «неумытую Россию», статистика про «отсталую Россию» и вставки про «Николая Кровавого», но ряд из них мне кажутся лишь данью уважения партийному цензору.

-2

Что же позволило «Агонии» выйти за рамки пропагандистской агитки? Прежде всего, гениальная игра Алексея Петренко. Его Григорий Распутин – искусный манипулятор, умеющий грамотно продавать себя в декадентском Санкт-Петербурге. Пользуясь своим неограниченным влиянием на Аликс он способен назначать и смещать министров, перед ним заискивают все дворяне и миллионеры и он может получить любую женщину. Этот Распутин – дьявол во плоти.

Также Элему Климову удалось создать апокалиптическую атмосферу погибающей старой России, чем-то напомнившую мне атмосферу «Дьявола» Анджея Жулавского (мне кажется, что Климов не мог увидеть «Дьявола», потому что он «загремел на польскую полку» на 16 лет). С каждой минутой эта атмосфера становится все более гнетущей и безысходной, а Распутин является лишь одним из взаимозаменяемых винтиков этой деструктивной системы и ничто уже не поможет спасти старую Россию. А музыка Альфреда Шнитке добавляет еще больше темных оттенков.

-3

Пропаганда не является синонимом слова бездарность, вспомните Сергея Эйзенштейна. Повторюсь, Элему Климову удалось выйти за рамки агитки и создать на его основе бессмертное художественное произведение. «Ленин в Октябре» Михаила Ромма останется в памяти только историков кино и заядлых киноманов, а «Агония» Элема Климова навсегда останется фильмом, который будет смотреть любой уважающий себя кинолюбитель и чьи художественные приемы будут изучаться в киношколах.

Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/102100.html.