Найти тему
Валентин Суворов

Что приносит пищевая зависимость

Что приносит пищевая зависимость

На что, по-твоему, они нужны, рыцари? Получать знаки отличия от дам, да красоваться в золотых доспехах? Дело рыцарей — убивать.
- Сандор «Пёс» Клиган. Дж. Мартин.

- Я в воскресенье переела, было сильно тяжело. Ела мороженное, потому, что мне кажется, всё бесполезно. Такое состояние, что просто уже ни во что не верю!
- (пауза)
- Это началось с того, что я поняла, что от подруги нет вообще никакой благодарности! Это так обидно, я подрывалась с работы и час разговаривала с той хамоватой тёткой. Потом муж, оказывается, забыл целую сумку детских вещей. Я с ним поругалась и не знаю, мне одновременно обидно и жаль его. Но больше, наверное, себя. Потому, что и вес также уже 3 недели стоит. Это всё бесполезно!
- Света… Это при том, что вы сбросили 12 килограммов, и вам осталось ещё столько же…
- Ну и что? Мне кажется, что я уже ничего не смогу. Всё валится из рук, блин (прижимая ладонь ко лбу).
- Я понимаю, что вам обидно и что кажется, всё бесполезно, как будто, ничего не сможете. Хотя по факту, вы всё делаете нормально и справляетесь. Но всё же… при чём тут мороженное и всё остальное?
- Ну… это естественно. Вы же понимаете, что это хоть какая-то возможность себя побаловать. (подняв глаза вверх)
- (мягко) Вы, значит опять за своё? (улыбаясь) Вы что, хотели себя побаловать в этой обиде и после разговора с мужем?

- Аах! (с выдохом) Нет, конечно. (склонив голову набок) Мы о таком же моменте уже говорили. Я не хотела, на самом деле, побаловать себя.
- Хорошо. Но всё таки вы сказали про мороженное: «хоть какая-то возможность себя побаловать». Что это значило на самом деле?
- Это что-то очень старое. Я сейчас так не могу… просто взять и начать баловаться в обиде и с этим стыдом, за то, что обругала мужа. Прямо «Пир во время чумы». Что это? Зачем тогда мне этот сундук мороженного?
- Давайте попробуем понять это. Расскажите об «очень старом».
- Мне детство вспоминается. Я не очень чётко помню, но когда маме было плохо, она начинала есть. И я не знаю… сейчас даже не знаю, зачем она так делала.
- (пауза)
- Понимаете, мне всегда казалось, что это нечто незыблемое! «Если тебе плохо – то поешь, и станет хорошо»! (повышая голос) Это просто дико! Я даже никогда не подвергала это сомнению!
- Как это?

- То есть я никогда не обращала внимание, что реально, когда я ела хорошо не становилось! На пару секунд, разве что. Просто «поешь, и станет хорошо». А то, что не становится, как будто вообще игнорирую! (возбуждённо)
- Я понимаю. Это не повод себя винить. Но это обязательно надо осмыслить. Это очень важно: «Поешь и станет хорошо», хотя на самом деле это практически не работает. Вам даже и не хочется, чтобы просто стало хорошо.
- Да. Мне хочется решить проблемы на самом деле. Но, чёрт, когда я наелась мороженного проблемы только стали сильнее (с усмешкой повернув голову в сторону).
- Потому, что в этом вы сейчас полностью правы. Так оно и работает. Несчастного всегда легче обкормить, чем счастливого. Давайте я кое что расскажу вам…

В этом отрывке мы смогли продвинуться дальше, чем в прошлый раз, хотя встреча прошла после нескольких сессий, в которых мы не сталкивались с таким заеданием.

Читая дальше, вам, уважаемый читатель, может показаться, что я беру портрет пищевой зависимости, подрисовываю ему волосы пробором налево, усы под нос, ещё рога на макушку и хвост со стрелкой на задницу. Может, немножко, это и так. Но не для того, чтобы её хулить. А только, чтобы мы с вами трезво понимали, что она, пищевая зависимость – разная. И такая - тоже!

Что приносит пищевая зависимость?
Облегчение? Обычно люди описывают тяжесть переедания, даже кусочничания.
Радость? Тогда где эти колонны радостно переедающих мужчин и женщин, скандирующих про радость переедания?
Расслабление? Тогда почему так плохо спится ночью Светлане после короба мороженного? И она такая одна?

«По делам их узнаете их»
В самом примитивном виде, дело пищевой зависимости – закрепление рефлекторной цепи. Она приносит в наш внутренний мир связку между едой и переживаниями.
Но давайте зададим вопрос: "о каких переживаниях чаще всего идёт речь?" Это обида, тревога, боль, одиночество, вина, усталость и даже отчаяние. Многие подобные.

Проведём эксперимент:
Домашнему коту будем давать валерьянку, только когда он нагадит под шторами в зале.
Собаке подсыплем кубиков сахара, только когда залезет с улицы в постель.
Хомяк получит банановые чипсы, лишь после атаки на своего соседа.
А коню овса, когда скинет седока.
После этого мы сделаем так. Коту скажем: «Бедный, глотни, всё же трудно было сдержаться». Собаке: «Жаль, ложись, ты так устала с улицы». Хомяка поддержим: «Верно, твой брат заслужил порку!». А коню… даже не знаю что сказать.
Это гротескный пример условного подкрепления. Очевидно, что поведение, состояние, вызвавшее такое пищевое подкрепление будет закрепляться и проявляться чаще с каждым днём.

Но человек, это не хомяк и не конь! Человек имеет гораздо более сложную психику, дающую ему возможность самостоятельно тренировать условные рефлексы в своих внутренних котах, псах, грызунах и скакунах.

Ваня пьёт пиво только когда ему плохо. Но не пьёт, когда ему хорошо... мол, и так всем доволен: «Можно и обойтись». Его жизнь становится месяц от месяца скромнее, словно стены сжимаются.
Ирина курит, когда очень устала, но не курит, когда бодра. Месяц за месяцем её работа становится всё тяжелее и утомительнее, хотя в работе ровным счётом ничего не изменилось.
Юрий сливает в онлайн-казино только когда его всё достало. Его чаще и чаще «всё достаёт». Друзья предают, начальство заваливает, любовницы изменяют.
Ярослава просто ест мороженное, после скандалов со своим парнем. Скандалы становятся всё чаще и она замечает, что уже вспыхивает, как спичка – от одного его «косого» взгляда.

Вот, что приносит пищевая зависимость. Она приносит в нашу жизнь то, что мы заедаем. Она приносит в жизнь больше того, что заедается ею. Это не осознанный выбор и не внутренняя экзистенциальная «диверсия» по примеру Хелен Вест (Л. Бинсвангер), которая хотела в низкую, чёрную тьму. Нет. Это просто работа нашего мозга, которую он не может не делать, потому, что это его работа – just do my job!

Не давайте коту валерьянку за то, что он наклал под шторы. Убедительно рекомендую. Не кормите себя мармеладом за то, что вы в отчаянии. Хотя в этот момент вы будете думать иначе: «Мармелад, п о т о м у, что я в отчаянии». Но мозгу всё едино.
- Значит хочешь быть в отчаянии, раз кормишь за это мармеладом.

Не угощайте собаку, прибежавшую с дождя, чистой постелью. Она всегда так будет делать. Не кормитесь острыми крылышками от обиды. Аппетит найдёт завтра 2 новых повода сильнее обидеться ради новой порции.

Я понимаю, что эти слова, как минимум, должны покоробить читателя с глубоко гуманистичным взглядом на человеческую душу. Таков и мой взгляд. Просто предостерегаю от наивности, в которой мы можем забыть, насколько просто и неосознанно вырабатываются условные рефлексы.
Я думаю, что очень важно продолжить эту тему и написать, как же быть.
Если такие «связки» болезненных эмоций и жизненных проблем с заеданием уже сформированы.
Если в момент переживания, жалости к себе, так сильно хочется чего-то вкусненького, и трудно подумать, что это лишь подкрепление своей боли.
Если кажется: «Ну уж нет! Это не про меня. Я заедаю совершенно по-другому». И значит «минует чаша сия»? Уверены?

Об этом в следующей, заключительной статье о пищевой зависимости.