Минский Автомобильный Завод, несмотря на широкую гамму выпускаемых автомобилей и автобусов, продолжает попытки завоевать все новые ниши. Находящийся в не простом экономическом положении завод не так давно представил микроавтобус и цельнометаллический фургон - до сих пор в нише малых развозных фургонов и микроавтобусов МАЗ представлен не был.
Микроавтобус получил индекс МАЗ-281, цельнометаллический фургон - МАЗ-3650.
Давно стал очевидным факт, что в современном автопроме не обладая нужными компетенциями очень сложно создать успешный продукт. Вот и на МАЗе решили не экспериментировать и не ввязываться в финансово затратное проектирование новых автомобилей с нуля - новые микроавтобус и фургон являются всего лишь переименованными версиями китайских JAC Sunray.
МАЗ-281 сможет конкурировать с "Газелью Next" - вместимость пассажирской версии составит 13 или 16 мест, в зависимости от исполнения. Будет и грузопассажирская версия с 9 местами для сидения и грузовым отсеком. МАЗ-3650 будет производиться в варианте с длинной и короткой базой, также будет вариант с низкой крышей, максимальная масса автомобиля составит 4 тонны, грузоподъемность при этом - 1,5 тонны.
Но пока ожидать новые МАЗы на российских дорогах не стоит: в Брестском филиале завода налажена крупноузловая сборка машин, а для беспошлинного экспорта внутри таможенного союза МАЗу необходимо довести локализацию новых машин до 50%. Делать это в ближайшие годы не планируется, поэтому возникает большой вопрос: за счет какого рынка МАЗ планирует сделать рентабельным производство новых микроавтобусов и фургонов? Да, продукция завода известна в европейских странах, но там хватает и своих автомобилей в этой нише, да и сможет ли конкурировать по цене новый МАЗ с теми же китайскими производителями, завоевывающими в том числе и рынки европейских стран? Цена на новый автомобиль на территории республики Беларусь будет варьироваться в пределах 2,2 - 2,5 миллионов российских рублей.
В конце мая 2019 года начались продажи на территории республики Беларусь, было выпущено 15 фургонов и 35 микроавтобусов на 16 мест, анонсирована продажа и на территории Украины. После широкого освещения старта продаж новостей о дальнейшем развитии проекта найти не удалось, но и фургон, и микроавтобус предлагаются на официальном сайте производителя.
Будет ли удачным вторая попытка МАЗа завоевать рынок фургонов и микроавтобусов? В 2010 году МАЗ анонсировал выпуск "МАЗели" - это был проект по крупноузловой сборке одной из китайских копий популярного в начале 00-х микроавтобуса Toyota. Тот проект после презентации ушел на глубокую доработку, одной из главных проблем презентованного под индексом МАЗ-181 микроавтобуса была низкая крыша - конкуренты в то время уже вовсю предлагали автомобили с высотой салона 180 см и выше.
О перспективах МАЗа с новой продукцией на российских рынках судить сложно, но отнять у "Газелей" часть своего, белорусского, рынка новый автомобиль вполне сможет. Да и продажи в Украине могут подкрепить успех. Текущие возможности брестского филиала позволят выпускать до 2000 машин в год.