Найти тему
Федор Бельский

База немецких подводных лодок "Кероман", Лорьян

03 августа 2019 года

Одна из главных points of interest путешествия — база нацистских субмарин в Лорьяне.

 Рыжий на фоне бункера К1
Рыжий на фоне бункера К1

Единственным относительно реальным шансом вывести из Второй Мировой войны Великобританию была морская блокада, осуществлять которую за неимением адекватного надводного флота могли только субмарины. За 5 лет оккупации немцы построили на атлантическом побережье Франции 5 баз: в Бресте (1-я и 9-я флотилии), Сен-Назере (6-я и 7-я флотилии), Ля-Рошели (той самой, в осаде которой участвовали Д'Артаньян и 3 мушкетера, 3-я флотилия), Бордо (12-я флотилия + флотилия итальянских подлодок) и, собственно, предмет сегодняшнего рассказа — базу «Кероман» в Лорьяне (2-я и 10-я флотилии). Причем она стала главной и самой крупной базой всего (не только атлантического) подводного флота Кригсмарине, поскольку именно здесь расположились командующий подводными силами, а потом и всем флотом, Карл Дениц и его штаб. Адольф Алоизович Шикльгрубер, более известный как Гитлер, этого не одобрял, поскольку «Кероман» много бомбили, Дениц сотоварищи имел неиллюзорный шанс угодить под шальную бомбу, и потому постоянно пытался выпереть штаб в безопасный (до определенного момента) Париж, но Карл Эмильевич мнением Великого Фюрера манкировал и практически всю войну просидел именно в Лорьяне. Дом в кривом красном кружочке на фото ниже — именно тот, в котором жил Дениц. Снимал его с крыши бункера Кероман-1, ближе подобраться не получилось — место режимное, там до сих пор живет командование ВМФ, только уже Франции.

Лорьян был оккупирован немцами 21 июня 1940 года, на 12-й день Французской кампании. Немцам крайне нужны были оперативные базы для действий флота в Атлантике, они сразу поднимали оперативную эффективность минимум в 2 раза, и первые субмарины пришли сюда буквально через несколько дней. Первое время англичане французские базы не бомбили, им было не до этого — сначала спасали остатки Экспедиционного корпуса в Дюнкерке, потом ждали высадки к себе на остров и отбивались от Люфтваффе. Только к весне 1941 года, выиграв воздушную «Битву за Англию» и подлатав потрепанные Royal Air Force, они начали потихоньку таскать бомбы на атлантическое побережье Франции. Но немцы всего этого наперед, естественно, не знали, держать субмарины под открытым небом в порту Лорьяна побаивались, и в конце 1940 года начали строить ту базу, которую мы в итоге, как говорится, имеем :))

 Схема расположения бункеров
Схема расположения бункеров

Для размещения базы был выбран мыс Кероман, любимое место воскресного отдыха простых лорьянцев. На нем находились маленький замок и обширная набережная с променадом. Все это, естественно, снесли. Кое-что срыли, кое-где, наоборот, подсыпали.  Работы продолжались практически непрерывно с начала 1941 до конца 1944 года, на них было задействовано в общей сложности 15000 рабочих — пленные французы, голландцы и бельгийцы, а также вольнонаемные испанцы, португальцы, итальянцы и марокканцы.

Первыми для хранения боеприпасов были построены 2 небольших длинных бункера на северном берегу рыбачьего порта: 

Затем началось возведение бункера для подводных лодок К1 (Кероман-1), который принял первую лодку 25 августа. Длина — 120 м, ширина — 85 м, высота — 18,5 м, толщина крыши — 3,5 м, стен — 2,4 м. Пять секций-ангаров размером 71 х 15 х 15 м. Конструкция получилась крайне интересная. Я когда рассматривал фотографии базы, все не мог понять, как оно там устроено, ибо у К1 выход в море только один, а лодок база уже к концу 1941 года обслуживала минимум 2 десятка. Только увидев своими глазами и послушав экскурсовода, все понял. Лодка заходила в единственный док, который сообщался с морем. Вот сюда:

Когда воду сливали, она ложилась на громадный самоходный эллинг (к сожалению, не сохранился), который вытягивал ее на «задворки» бункера через эти ворота:

Далее по рельсовой системе эллинг смещался в сторону и затаскивал лодку в другой отсек бункера, где ее с него снимали подъемным краном и ставили на обычный эллинг для обслуживания. Выглядел процесс вот так:

 Собственно, самоходный эллинг
Собственно, самоходный эллинг

Сейчас там тоже таскают туда-сюда разные лодки, но механизация, конечно, пожиже :))

В 1970-е годы, когда база использовалась французами по прямому назначению, К1 и «задний двор» выглядели вот так:

В мае-декабре 1941 года с обратной стороны «заднего двора» был построен бункер К2, так что самоходный эллинг мог распихивать под крышу в 2 раза больше лодок. 

Длина К2 — 138 м, ширина — 120 м, высота — 18,5 м, крыша — 3,5 м, стены — 2,4 м. Восемь ангаров, из них 7 предназначались для лодок, а в 8-м хранились 2 самоходных эллинга.

1970-е:

-23

Система, на тот момент уже отработанная на основных базах Кригсмарине в Киле и Вильгельмсхафене, была довольно резвой — если верить экскурсоводу, на выдергивание из воды и перемещение одной лодки уходило не более полутора часов.

В октябре 1941 года началось строительство бункера К3, который уже имел прямой выход в море изо всех 7-ми отсеков. К тому времени англичане, а вскоре и присоединившиеся к ним американцы начали уже плотно бомбить Лорьян, поэтому строительство затянулось до января 1943-го. Длина К3 — 170 м, ширина — 135 м, Высота — 20 м, крыша — 7,4 м, стены — 2,4 м.

 Схема бункера К3
Схема бункера К3
 Бункер К3, вид со стороны базы
Бункер К3, вид со стороны базы
 Бункер К3, вид с моря
Бункер К3, вид с моря

В итоге получилась не только основная, но и самая вместительная из атлантических баз — она обслуживала более 30-ти подлодок. Из 1149 кренгований, выполненных немецкими подводниками в 5-ти французских базах, 492 приходятся на «Кероман».

В К3 водят внутрь, так что остановлюсь на нем подробнее. По пути к нему проходишь мимо К4, который начали строить, но тут случился 1945 год и стало не до него :))

 Единственная законченная стена К4
Единственная законченная стена К4

Кстати, первым, что разбомбили англичане на базе, оказалась временная столовая. Ни одного немца в ней не было, зато погибла смена французских рабочих. Теперь на её месте в память об этом курьезном и печальном событии находится небольшой монумент с памятной доской:

У каждого бункера была своя дизельная электростанция, мощнейшим образом защищенная и способная в случае необходимости подавать электричество в другие бункеры:

Ворота в бункер. При воздушной тревоге закрывались. Процесс закрывания занимал 10 минут.

На первом этаже 7 ангаров для подводных лодок: 2 вмещают по одной лодке, 4 по 2 лодки и 1 аж на 3 лодки сразу. Из всех можно было откачать воду и использовать как сухой док, но регулярно осушались только 1-местные ангары, реже — 2-местные, и практически никогда — 3-местные, поскольку осушение дока сразу с 3-мя лодками оказалось слишком большой головной болью.

 Ангар на 1 лодку
Ангар на 1 лодку
 Ангар на 2 лодки
Ангар на 2 лодки
 Ангар на 3 лодки
Ангар на 3 лодки

Каждый ангар был оборудован парой рельсовых кранов. В правом нижнем углу — экскурсовод :))

Примерно четверть площади 1-го этажа напротив доков занимают мастерские:

Ванна для перезарядки аккумуляторных батарей:

Поскольку потери среди подводников были беспрецедентными (82% из 39000 сгинули в море навсегда), то бункеры были густо увешаны всякой мотивирующей фигней. Данная фигня, например, гласит «Нет ничего столь драгоценного, чтобы не принести его в жертву ради свободы»:

Французы использовали «Кероман» как действующую базу подводных лодок до 1996 года, пока из состава ВМС не списали последние лодки, которые помещались в бункерах. Покидая К3, французские подводники расписали стены ангаров. Кое-что сохранилось:

Проход на крышу:

В 1941 году немецкая разведка добыла информацию о разработке в Англии сверхтяжелых бомб (которая вылилась в создание 5,4-тонного «Толлбоя» только в 1944 году, но, опять же, кто мог это знать наперед?), крыша К3 была усилена — к 3,5-метровым бетонным перекрытиям (на фото ниже они являются полом) был добавлен набор из 2-метровых, несколько отстоящих друг от друга плит (на фото они — потолок). Между ними образовался «технический этаж» высотой около 2,5 метров. Идея была в том, что верхнее перекрытие принимает на себя бомбу, а взрывная волна разводится в стороны, не нанося вреда основному перекрытию. Она оказалась правильной — как минимум одно достоверно известное попадание «Толлбоя» в К3 вреда ему не причинило. Подобным образом хотели усилить защиту К1 и К2, но расчеты показали, что фундамент не выдержит возросшего веса конструкции.

На крыше нет, в общем-то, ничего интересного, кроме довольно агрессивных чаек и позиций 20-миллиметровых зенитных установок.

 Флак-поинт
Флак-поинт

Конкретно тут устанавливался счетверенный Flak-Vierling 38:

Вот такой:

С флак-пойнта открываются прекрасные виды на бухту Лорьяна:

Это тот самый бывший рыбачий порт. С левой стороны кадра должен был выходить на воду К4 после достройки.

Отсюда же хорошо видны останки двух затопленных прямо напротив ворот К3 небольших то ли сухогрузов, то ли барж — экскурсовод запутался в показаниях :)) В приливную воду (на фото отлив) существовала вероятность, что особенно упоротый ас-торпедоносник сможет запулить торпеду внутрь бункера, так что фрицы таким образом подстраховались.

Вот такая, в общих чертах, довольно циклопическая хрень. До 1996 года, как я уже писал, база использовалась по прямому назначению — на ней базировались атлантические субмарины ВМС Франции. Одна из них, S645 Flore класса Daphne сохранена и стоит между К1 и К2 в качестве корабля-музея. О ней потом напишу отдельным постом.

После 1996-го база стала гражданской и многофункциональной. Основную ее часть отдали под частные катера и яхты:

Пара ангаров занята складами крупного производителя пластиковых изделий:

Что это за «гидрофон» (на фото ниже) понять сам не смог. Оказалось — модная студия звукозаписи :))

Также имеется небольшой мемориальчик национальному герою Жаку Стосскопфу и нескольким капитанам-подводникам, которые отказались капитулировать вместе с остальной Францией и сражались в составе так-называемой Свободной Франции совместно с британским Royal Navy.

О Стосскопфе, чье имя база носит с 1946 года, чуть подробнее. 

Генерал инженерных войск Жак Стосскопф, немецкоязычный француз, был заместителем директора военно-морского строительства и отвечал конкретно за базу «Кероман». Соотечественники считали его коллаборационистом и люто ненавидели, на самом же деле он был членом Сопротивления и передал Союзникам массу полезной информации о Кригсмарине вообще и передвижениях немецких подлодок в частности. В сентябре 1944 года немцы его раскрыли, пытали, потом расстреляли, но французские «ширнармассы» узнали об этом только после окончания войны.

-64

База оказалось настолько грамотно построенной и укрепленной, что ее гарнизон сдался Союзникам только 10 мая 1945 года, т.е. через 2 дня после официальной капитуляции Германии. Говорят — для этого потребовался личный звонок и прямой приказ от обожаемого «Папы» Деница, последним местом работы которого была освободившаяся 30 апреля должность Великого Фюрера Тысячелетнего Германского Третьего Рейха, просуществовавшего в общей сложности 12 лет и 3 месяца. Правда ли это (про звонок) — не знаю :))

В общих чертах как-то так. Жалко, что бункера не сохранились в первозданном виде и здорово изуродованы современными воротами, пластиковыми трубами и внешней проводкой в коробах. Но понять это можно, поскольку база до недавнего времени была действующей, да и вообще в Европе не принято бережно хранить следы нацистской оккупации. Что логично. 

Напоследок еще несколько военных фотографий. Вот так оно тут было в 1941-1944: