03 августа 2019 года
Одна из главных points of interest путешествия — база нацистских субмарин в Лорьяне.
Единственным относительно реальным шансом вывести из Второй Мировой войны Великобританию была морская блокада, осуществлять которую за неимением адекватного надводного флота могли только субмарины. За 5 лет оккупации немцы построили на атлантическом побережье Франции 5 баз: в Бресте (1-я и 9-я флотилии), Сен-Назере (6-я и 7-я флотилии), Ля-Рошели (той самой, в осаде которой участвовали Д'Артаньян и 3 мушкетера, 3-я флотилия), Бордо (12-я флотилия + флотилия итальянских подлодок) и, собственно, предмет сегодняшнего рассказа — базу «Кероман» в Лорьяне (2-я и 10-я флотилии). Причем она стала главной и самой крупной базой всего (не только атлантического) подводного флота Кригсмарине, поскольку именно здесь расположились командующий подводными силами, а потом и всем флотом, Карл Дениц и его штаб. Адольф Алоизович Шикльгрубер, более известный как Гитлер, этого не одобрял, поскольку «Кероман» много бомбили, Дениц сотоварищи имел неиллюзорный шанс угодить под шальную бомбу, и потому постоянно пытался выпереть штаб в безопасный (до определенного момента) Париж, но Карл Эмильевич мнением Великого Фюрера манкировал и практически всю войну просидел именно в Лорьяне. Дом в кривом красном кружочке на фото ниже — именно тот, в котором жил Дениц. Снимал его с крыши бункера Кероман-1, ближе подобраться не получилось — место режимное, там до сих пор живет командование ВМФ, только уже Франции.
Лорьян был оккупирован немцами 21 июня 1940 года, на 12-й день Французской кампании. Немцам крайне нужны были оперативные базы для действий флота в Атлантике, они сразу поднимали оперативную эффективность минимум в 2 раза, и первые субмарины пришли сюда буквально через несколько дней. Первое время англичане французские базы не бомбили, им было не до этого — сначала спасали остатки Экспедиционного корпуса в Дюнкерке, потом ждали высадки к себе на остров и отбивались от Люфтваффе. Только к весне 1941 года, выиграв воздушную «Битву за Англию» и подлатав потрепанные Royal Air Force, они начали потихоньку таскать бомбы на атлантическое побережье Франции. Но немцы всего этого наперед, естественно, не знали, держать субмарины под открытым небом в порту Лорьяна побаивались, и в конце 1940 года начали строить ту базу, которую мы в итоге, как говорится, имеем :))
Для размещения базы был выбран мыс Кероман, любимое место воскресного отдыха простых лорьянцев. На нем находились маленький замок и обширная набережная с променадом. Все это, естественно, снесли. Кое-что срыли, кое-где, наоборот, подсыпали. Работы продолжались практически непрерывно с начала 1941 до конца 1944 года, на них было задействовано в общей сложности 15000 рабочих — пленные французы, голландцы и бельгийцы, а также вольнонаемные испанцы, португальцы, итальянцы и марокканцы.
Первыми для хранения боеприпасов были построены 2 небольших длинных бункера на северном берегу рыбачьего порта:
Затем началось возведение бункера для подводных лодок К1 (Кероман-1), который принял первую лодку 25 августа. Длина — 120 м, ширина — 85 м, высота — 18,5 м, толщина крыши — 3,5 м, стен — 2,4 м. Пять секций-ангаров размером 71 х 15 х 15 м. Конструкция получилась крайне интересная. Я когда рассматривал фотографии базы, все не мог понять, как оно там устроено, ибо у К1 выход в море только один, а лодок база уже к концу 1941 года обслуживала минимум 2 десятка. Только увидев своими глазами и послушав экскурсовода, все понял. Лодка заходила в единственный док, который сообщался с морем. Вот сюда:
Когда воду сливали, она ложилась на громадный самоходный эллинг (к сожалению, не сохранился), который вытягивал ее на «задворки» бункера через эти ворота:
Далее по рельсовой системе эллинг смещался в сторону и затаскивал лодку в другой отсек бункера, где ее с него снимали подъемным краном и ставили на обычный эллинг для обслуживания. Выглядел процесс вот так:
Сейчас там тоже таскают туда-сюда разные лодки, но механизация, конечно, пожиже :))
В 1970-е годы, когда база использовалась французами по прямому назначению, К1 и «задний двор» выглядели вот так:
В мае-декабре 1941 года с обратной стороны «заднего двора» был построен бункер К2, так что самоходный эллинг мог распихивать под крышу в 2 раза больше лодок.
Длина К2 — 138 м, ширина — 120 м, высота — 18,5 м, крыша — 3,5 м, стены — 2,4 м. Восемь ангаров, из них 7 предназначались для лодок, а в 8-м хранились 2 самоходных эллинга.
1970-е:
Система, на тот момент уже отработанная на основных базах Кригсмарине в Киле и Вильгельмсхафене, была довольно резвой — если верить экскурсоводу, на выдергивание из воды и перемещение одной лодки уходило не более полутора часов.
В октябре 1941 года началось строительство бункера К3, который уже имел прямой выход в море изо всех 7-ми отсеков. К тому времени англичане, а вскоре и присоединившиеся к ним американцы начали уже плотно бомбить Лорьян, поэтому строительство затянулось до января 1943-го. Длина К3 — 170 м, ширина — 135 м, Высота — 20 м, крыша — 7,4 м, стены — 2,4 м.
В итоге получилась не только основная, но и самая вместительная из атлантических баз — она обслуживала более 30-ти подлодок. Из 1149 кренгований, выполненных немецкими подводниками в 5-ти французских базах, 492 приходятся на «Кероман».
В К3 водят внутрь, так что остановлюсь на нем подробнее. По пути к нему проходишь мимо К4, который начали строить, но тут случился 1945 год и стало не до него :))
Кстати, первым, что разбомбили англичане на базе, оказалась временная столовая. Ни одного немца в ней не было, зато погибла смена французских рабочих. Теперь на её месте в память об этом курьезном и печальном событии находится небольшой монумент с памятной доской:
У каждого бункера была своя дизельная электростанция, мощнейшим образом защищенная и способная в случае необходимости подавать электричество в другие бункеры:
Ворота в бункер. При воздушной тревоге закрывались. Процесс закрывания занимал 10 минут.
На первом этаже 7 ангаров для подводных лодок: 2 вмещают по одной лодке, 4 по 2 лодки и 1 аж на 3 лодки сразу. Из всех можно было откачать воду и использовать как сухой док, но регулярно осушались только 1-местные ангары, реже — 2-местные, и практически никогда — 3-местные, поскольку осушение дока сразу с 3-мя лодками оказалось слишком большой головной болью.
Каждый ангар был оборудован парой рельсовых кранов. В правом нижнем углу — экскурсовод :))
Примерно четверть площади 1-го этажа напротив доков занимают мастерские:
Ванна для перезарядки аккумуляторных батарей:
Поскольку потери среди подводников были беспрецедентными (82% из 39000 сгинули в море навсегда), то бункеры были густо увешаны всякой мотивирующей фигней. Данная фигня, например, гласит «Нет ничего столь драгоценного, чтобы не принести его в жертву ради свободы»:
Французы использовали «Кероман» как действующую базу подводных лодок до 1996 года, пока из состава ВМС не списали последние лодки, которые помещались в бункерах. Покидая К3, французские подводники расписали стены ангаров. Кое-что сохранилось:
Проход на крышу:
В 1941 году немецкая разведка добыла информацию о разработке в Англии сверхтяжелых бомб (которая вылилась в создание 5,4-тонного «Толлбоя» только в 1944 году, но, опять же, кто мог это знать наперед?), крыша К3 была усилена — к 3,5-метровым бетонным перекрытиям (на фото ниже они являются полом) был добавлен набор из 2-метровых, несколько отстоящих друг от друга плит (на фото они — потолок). Между ними образовался «технический этаж» высотой около 2,5 метров. Идея была в том, что верхнее перекрытие принимает на себя бомбу, а взрывная волна разводится в стороны, не нанося вреда основному перекрытию. Она оказалась правильной — как минимум одно достоверно известное попадание «Толлбоя» в К3 вреда ему не причинило. Подобным образом хотели усилить защиту К1 и К2, но расчеты показали, что фундамент не выдержит возросшего веса конструкции.
На крыше нет, в общем-то, ничего интересного, кроме довольно агрессивных чаек и позиций 20-миллиметровых зенитных установок.
Конкретно тут устанавливался счетверенный Flak-Vierling 38:
Вот такой:
С флак-пойнта открываются прекрасные виды на бухту Лорьяна:
Это тот самый бывший рыбачий порт. С левой стороны кадра должен был выходить на воду К4 после достройки.
Отсюда же хорошо видны останки двух затопленных прямо напротив ворот К3 небольших то ли сухогрузов, то ли барж — экскурсовод запутался в показаниях :)) В приливную воду (на фото отлив) существовала вероятность, что особенно упоротый ас-торпедоносник сможет запулить торпеду внутрь бункера, так что фрицы таким образом подстраховались.
Вот такая, в общих чертах, довольно циклопическая хрень. До 1996 года, как я уже писал, база использовалась по прямому назначению — на ней базировались атлантические субмарины ВМС Франции. Одна из них, S645 Flore класса Daphne сохранена и стоит между К1 и К2 в качестве корабля-музея. О ней потом напишу отдельным постом.
После 1996-го база стала гражданской и многофункциональной. Основную ее часть отдали под частные катера и яхты:
Пара ангаров занята складами крупного производителя пластиковых изделий:
Что это за «гидрофон» (на фото ниже) понять сам не смог. Оказалось — модная студия звукозаписи :))
Также имеется небольшой мемориальчик национальному герою Жаку Стосскопфу и нескольким капитанам-подводникам, которые отказались капитулировать вместе с остальной Францией и сражались в составе так-называемой Свободной Франции совместно с британским Royal Navy.
О Стосскопфе, чье имя база носит с 1946 года, чуть подробнее.
Генерал инженерных войск Жак Стосскопф, немецкоязычный француз, был заместителем директора военно-морского строительства и отвечал конкретно за базу «Кероман». Соотечественники считали его коллаборационистом и люто ненавидели, на самом же деле он был членом Сопротивления и передал Союзникам массу полезной информации о Кригсмарине вообще и передвижениях немецких подлодок в частности. В сентябре 1944 года немцы его раскрыли, пытали, потом расстреляли, но французские «ширнармассы» узнали об этом только после окончания войны.
База оказалось настолько грамотно построенной и укрепленной, что ее гарнизон сдался Союзникам только 10 мая 1945 года, т.е. через 2 дня после официальной капитуляции Германии. Говорят — для этого потребовался личный звонок и прямой приказ от обожаемого «Папы» Деница, последним местом работы которого была освободившаяся 30 апреля должность Великого Фюрера Тысячелетнего Германского Третьего Рейха, просуществовавшего в общей сложности 12 лет и 3 месяца. Правда ли это (про звонок) — не знаю :))
В общих чертах как-то так. Жалко, что бункера не сохранились в первозданном виде и здорово изуродованы современными воротами, пластиковыми трубами и внешней проводкой в коробах. Но понять это можно, поскольку база до недавнего времени была действующей, да и вообще в Европе не принято бережно хранить следы нацистской оккупации. Что логично.
Напоследок еще несколько военных фотографий. Вот так оно тут было в 1941-1944: