Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6
1967-й - год Великого Перелома. Это была революция в музыке, в политике, в обществе, в космосе. Которая не могла не воплотиться в звуке. Хиты "Лета любви" хранят в себе тепло искренних чувств, атмосферу грандиозных открытий и ощущение безграничной свободы. И изменяют мир к лучшему спустя десятилетия.
Aretha Franklin. Respect (апрель 1967)
Отис Реддинг написал эту песню и сам первым ее исполнил в 1965 году, но Арита Франклин обеспечила ей бессмертие, записав ее в нью-йоркской студии в день Святого Валентина 1967 года. Арита сама сделала аранжировку, сыграла на фортепиано и добавила к тексту строчку “Sock it to me” с намеком на требование сексуального удовлетворения. Песня стала гимном всех социальных движений конца 1960-х. Арита требует прекратить сексуальную дискриминацию. Ее взяли на вооружение и борцы за социальные права, и феминистки – несмотря на то, что “Respect” написал мужчина. Самая известная песня в исполнении Леди Соул, которая проложила дорогу всем независимым женщинам от Глории Гейнор до Destiny’s Child.
Pink Floyd. See Emily Play (апрель 1967)
Первоначально этот психоделический гимн назывался “Games For May” – по названию концерта, прошедшего в Queen Elizabeth Hall 12 мая 1967 года. Затем песня была переработана и стала повествовать об Эмили Кеннетт, прозванной в среде андерграунда “психоделической школьницей”. Чтобы защитить героиню песни, Сид Барретт утверждал, что “See Emily Play” посвящена поющей и танцующей девочке “на севере”, которую он увидел во сне после одного из концертов. Некоторые радиостанции наложили на песню запрет в связи с подозрениями в том, что в ней поется о женской мастурбации. Ха-ха.
Procol Harum. A Whiter Shade Of Pale (май 1967)
Вокалист Гари Брукер пригласил поэта Кита Рейда написать тексты к его новому материалу. После объявлений в музыкальной прессе они собрали состав Procol Harum и выпустили свою гипнотическую композицию “A Whiter Shade Of Pale”. Для партии органа в одном из величайших хитов “Лета любви” клавишник Мэтью Фишер переложили “Арию на одной струне” из оркестровой сюиты №3 ре-мажор Иоганна Себастьяна Баха, написанной в 1717-1723 годах. Запись проводилась урывками и впопыхах: не явившегося барабанщика подменил студийный ударник. К общему удивлению, сингл оказался чрезвычайно успешным, за несколько недель став Номером 1 в Англии и Номером 5 в США.
The Kinks. Waterloo Sunset (май 1967)
Рэй Дэвис сочинил песню за несколько месяцев до того, как The Kinks ее записали. Первоначально она называлась “Liverpool Sunset”, но после того, как The Beatles издали “Strawberry Fields Forever” и “Penny Lane”, которые обе были о Ливерпуле, слова в песне были изменены. Действие было перенесено в Лондон, где есть мост Ватерлоо, который Рэй Дэвис пересекал каждый день, будучи студентом арт-школы. Парень смотрит из окна и видит двух влюбленных встречающихся на станции Ватерлоо, и произносит: “Я в раю”. Рэй воспринимал слова песни как “отрывок из дневника, который никому не позволено читать”. Строчка “Терри встречается с Джули на станции Ватерлоо вечером каждой пятницы” посвящена отношениям актера Теренса Стампа с актрисой Джули Кристи.
The Doors. Light My Fire (июнь 1967)
“Зажги мой огонь” сделала из The Doors звезд. Большая часть слов была написана гитаристом Робби Кригером. Он хотел написать песню об огне, воздухе, земле и воде, но выбрал огонь. Джим Моррисон сочинил часть второго куплета, а барабанщик Джон Дензмор придумал знаменитое органное вступление. Последовательность аккордов была заимствована из композиции Джона Колтрейна “My Favourite Things”, записанной в версии Джулии Эндрюс. Рекорд-компания Elektra считала, что такую длинную песню не будут крутить по радио, и выпустила укороченный вариант с обрезанными гитарными соло. Однако многие радиостанции все равно крутили альбомный вариант в семь с лишним минут. И были правы!
Frankie Valli. Can’t Take My Eyes Off You (июнь 1967)
The Four Seasons растеряли значительную часть своей аудитории и оказались на грани распада, а их вокалист Фрэнки Вэлли, прославившийся своим фальцетом, добился сольного успеха с помощью своего “золотого” сингла “Can’t Take My Eyes Off You”. Песня о девушке, которая “слишком хороша, чтобы быть правдой”, достигла второго места в хит-параде и стала звездным часом и для своих создателей: автора слов Боба Крю и композитора Боба Годио. Одна из самых известных американских песен в истории была спета более чем двумястами исполнителями.
Van Morrison. Brown Eyed Girl (июль 1967)
В 1966 году 21-летний Ван Моррисон вернулся в Северную Ирландию после успеха с группой Them. Но американский продюсер Them Берт Бернс верил в потенциал Моррисона и в начале 1967 года организовал для него сольные сессии звукозаписи в Нью-Йорке. Личный материал Моррисона сделал ему карьеру. Бернс мгновенно осознал коммерческий потенциал песни “Brown Eyed Girl”, которая была тут же выпущена в Америке синглом, стала хитом “Лета любви” и благодаря своему припеву “sha-la-la” попала в поп-чарты.
The Small Faces. Itchicoo Park (август 1967)
Самозабвенно воспевающий прелести английского “Лета любви” “Itchycoo Park” стал наиболее экспериментальным синглом в истории группы. Благодаря этой причудливой акустической мелодии, сочиненной под влиянием зрелища шведских фьордов, The Small Faces попали на трехдневный фестиваль “детей цветов”, и после этого возобновили интенсивную концертную деятельность, но уже в качестве серьезной группы, умеющей достойно сочетать элементы блюза, соула и психоделии с моментально запоминающимися мелодиями. Под названием Itchycoo Park скрывается Manor Park в Восточном Лондоне.
Jefferson Airplane. White Rabbit (сентябрь 1967)
Одна из самых наркотических песен десятилетия и одна из ключевых песен “Лета любви” 1967 года: “Одна таблетка делает тебя больше, / Другая уменьшает тебя, / А те, что дает тебе мама, / Ты лучше не ешь”. Экзотическое настроение песни создается ритмом болеро, подсмотренным у Майлза Дэвиса, и отстраненным вокалом Грейс Слик, которая призналась: “Я принимала кислоту и слушала “Sketches Of Spain”, прямо пока все это не воспламеняло мой мозг”. “White Rabbit” также являлась аллюзией на “Алису в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла.
The Moody Blues. Nights In White Satin (ноябрь 1967)
К 1967 году дела у британского блюзового квартета The Moody Вlues шли плохо: ударнику даже пришлось продать установку. Срочно нужен был хит – и он появился. Знаменитая микросимфония была записана с The London Festival Orchestra. Автор песни Джастин Хьюард сказал, что образ белого атласа пришла ему в голову, когда кто-то подарил ему набор белых атласных простыней. Лишь с названием вышла накладка: изначально песня называлась “Knights In White Satin” (“Рыцари в белом атласе”), но так как в английском языке “knight” и “night” произносятся одинаково, первая буква при верстке буклета была утеряна и песня получила название “Ночи в белом атласе”.
Подписка, лайки, каменты приветствуются! :)
Также почитать на канале:
Эх, дороги... Песни под шум колес
В стороне от Главной улицы. Лучший альбом The Rolling Stones