Первое, что замечаешь в этом странноватом британском сериале: он очень литературный. Будто бы Гейман, который не только сценарист сериала, но и создатель первоисточника, решил немного прихвастнуть своим литературным талантом. Конечно, они с Пратчеттом придумали ужасно остроумный рассказ, который больше всего смахивает на пародию всех человеческих и религиозных представлений о конце света. Таким грех не похвастаться, но эта литературность не всегда играет на руку картинке. То, что в книге читалось органично, в экранизации порой смотрится странно.
Например, безумное количество сюжетных веток. Разумеется, они все собираются в конце, но та же предыстория Ордена охотников на ведьм кажется откровенно лишней, от предка-предсказательницы достаточно было просто книги, её саму не обязательно было включать в повествование. Всадники Апокалипсиса вписаны очень неуклюже, а почтальон не более чем просто интересный штрих, никакой не персонаж. Зачем создатели не забыли про американских послов сразу же, как только они выполнили свою роль – ещё один большой вопрос. И таких моментов действительно много. Но самое ужасное, что многие из них приходится зрителю растолковывать закадровым голосом. Это верный признак того, что сериал делает недостаточно в визуальном плане. «Не рассказывай, показывай» – это правило не просто так придумали.
По манере повествованию «Благие знамения» тоже гораздо больше похожи на книгу. И не на любую: пратчеттовские интонации очень заметны. Может, это знак уважения соавтору от Геймана, но временами кажется, что ты читаешь «Плоский Мир», настолько силён дух. Рассказчик истории – Бог, и она буквально цитирует книгу закадровым текстом, остроумно и увлекательно, но через несколько серий уже очень монотонно и раздражающе. Гейман будто пользуется этим приёмом, чтобы не убирать из сценария те моменты, которые лично ему очень нравились в книге, а по-другому никак не показывались. Такое явное преступление против самого жанра визуального произведения, тем не менее, очень чётко передаёт дух оригинальной книги. Другой вопрос, что едва ли такой подход идёт на пользу «Благим знамениям».
Хочется сравнить их с «Агентством Дирка Джентли»: они оба городская фантастика, оба про дружбу странных персонажей, оба имеют дело с проблемами вселенских масштабов и, конечно, у обоих литературный первоисточник примерно одинаковых по величине фантастов (хотя, на наш взгляд, Дуглас Адамс всё-таки имеет больше прав на звание великого). Но в «ДД» гораздо больше от абсурдного травести, а в «Благих знамениях» вся неадекватность происходящего маскируются совершенно обыденной интонацией рассказчицы и нечеловеческим происхождением главных героев. В самом деле, чего в этом мире не видели Бог, ангел и демон? Их ничего удивить не может. В «ДД» главный герой оказывается в центре непривычного мира, и он заставляет зрителя удивляться так же, как удивляется сам. Потому что невозможно не удивляться, когда Элайджа Вуд делает такие глаза. А в «Благих знамениях» любая дичь как будто сама собой разумеется. Монашки-сатанистки? Почему бы и нет. Книга правдивых предсказаний? Ну хорошо. Всадники Апокалипсиса на мотоциклах? Дайте всех, пожалуйста. Чисто английское обыденное равнодушие странно сочетается со всем происходящем на экране. И зритель может улыбнуться и тяжело вздохнуть, но едва ли расчувствуется настолько, что станет хохотать или негодовать над «Благими знамениями».
Один обозреватель сказал, что «Благие знамения» – сериал про то, как «организованная религия совершенно игнорирует людей. Ад и рай здесь существуют отдельно от человечества, демоны и ангелы мало интересуются людскими делами, и именно в этом авторы – Гейман и Пратчетт – видят главную проблему». И это действительно классное наблюдение, потому что из людей в сериале – кто? Родители Антихриста? Американские послы? Комические дьявольские монашки? Ведьмы, охотники, ангелы, демоны, Омен, нацисты (вот уж точно не люди) – вот и весь действующий состав. Человеческое здесь усиленно игнорируется. Гавриил, спускающийся на землю, считает людей простыми и примитивными, и даже парочка, живущая на земле не первый век, особо не интересуется смертными, если они не поставляют святую воду или суши. Люди для местных обитателей, скорее, побочный эффект мироздания, и от конца света Кроули и Азирафаэль спасают вовсе не их, а те вещи, которые они любят в людях. Пороки и благочестия, если говорить проще. Если ещё проще, то всё те же суши, книги, святую воду, автомобили и рок.
Преступно не упомянуть, что Майкл Шин и Дэвид Теннант божественно и дьявольски хороши в своих ролях, в организованной химии и вообще во всём. Они, конечно, лучшее, что случилось с «Благими Знамениями», и как раз из-за них о времени, потраченном на сериал, не приходится жалеть. Но как-то обидно это, когда потенциально хороший сериал в итоге тянут на себе актёры. Поэтому, увы и ах, но «Благие знамения» совершенно необязательны к просмотру. Разве что фанатам жанра или тем, у кого есть свободное время.
С «Благими Знамениями», оказавшимися слегка дурными знаками, на этом всё. В очередной раз напоминаем, что нужно подписаться на канал, а её навестить нас в Телеграме, где обзоры, рецензии и мнения появляются оперативно и с задором. И не забывайте делиться своим мнением от сериала в комментариях. До скорых встреч.